Контроль состояния действующих канатов на всех трех шахтах ВГОКа – обязательная процедура, которая проводится на основании правил безопасности, действующих на комбинате не один десяток лет.
Методом неразрушающего контроля анализ потери сечения канатов проводится в сроки, установленные правилами безопасности. Для этого специалисты центральной лаборатории комбината, вооружившись дефектоскопами, выезжают на шахты и оценивают потери сечения канатов на всех действующих подъемных установках.
– Всего таких установок на ВГОКе четырнадцать, – рассказал заместитель главного механика комбината Андрей Сальников. – Шесть на «Магнетитовой», пять на «Южной», три на «Естюнинской». Все они в обязательном порядке проходят все виды контроля, после чего выносится заключение о дальнейшей эксплуатации либо замене канатов.

Пару недель назад подошло время тестировать канаты в стволе шахты «Северная» – аварийном выходе из шахты «Южная». С этой целью в Кушву выехали два специалиста ЦЛК. При помощи магнитных дефектоскопов они записали диаграмму поверхности канатов, которую затем отправили в лабораторию для расшифровки на компьютере.
– Работа несложная, но требует внимательности, – говорит Алексей Востриков, дефектоскопист рентгено-гаммаграфирования лаборатории физических методов контроля. – Ствол относительно старый, его возраст – около 60 лет. Несколько лет подряд он не используется интенсивно, а служит лишь в качестве резервного выхода на поверхность из шахты «Южная», но несмотря на это требования к контролю канатов такие же, как и для интенсивно использующихся стволов.
Подготовка к спуску началась в здании подъемной машины – специалисты настроили дефектоскоп под нужный диаметр канатов. Дефектоскоп этот сравнительно новый, современный и довольно простой в эксплуатации. К канату крепится желоб магнитной головки, которая во время движения клети скользит по поверхности каната и считывает все неровности на ней, передавая диаграмму на блок управления. Запись диаграммы ведется на небольшой скорости движения клети – 0,3-0,5 км / ч, затем ее скачивают на компьютер и расшифровывают в специальной программе.
– Работа привычная: приехали, «отбили» ноль, навесили оборудование, прогнали через него канаты, меняя ставки в зависимости от их диаметра, скинули результаты на компьютер в лаборатории. Вот и все, – делится Алексей Востриков.
Дефектоскопистов сопровождает электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования подземного участка ВШТ № 5, крепильщик шахты «Южная» Андрей Семенов. Он помогает навешивать оборудование и держит связь с поверхностью через стволового Ольгу Меньшикову. Около часа специалисты проводят в шахте, затем еще примерно столько же – в машзале, где установлен канатный стенд. Здесь размещены эталоны канатов различных диаметров, используемых в этом подразделении. Сверяясь с ними, дефектоскописты проводят испытания каната на участке, который расположен у барабана подъемной машины. Вся работа занимает не более двух часов – и можно возвращаться в Тагил, готовиться к очередной поездке на шахту «Магнетитовая», запланированной на следующую неделю.
Елена Пешкова.
Comments by ВГ