«Магнетитовая» получает лишь самое необходимое: канаты, своевременная замена которых продиктована промышленной безопасностью, и расходники для ведения технологических работ. Как справляются шахтеры с плановыми заданиями в таких непростых условиях?

– А секрет прост, – считает главный горняк Алексей Медведев. – На «Магнетитовой» – отличный коллектив. Я работал на всех наших шахтах и могу утверждать, что коллектив «Магнетитовой» отличается особой надежностью и сознательностью. Здесь не надо уговаривать шахтеров и убеждать их в очевидном. Все все понимают. Понимают в том числе, что чудес ждать не приходится, что снабжения не будет. Работаем на внутренних резервах. А внутренние резервы на шахте скапливались годами: рельсы, трубы, оборудование, контактный провод и кабельная продукция – все это планомерно снималось с вышележащих, уже отработанных горизонтов, и шло в дело вторично.

Правда, сейчас уже даже эти резервы исчерпаны.

– Рельсы со старых горизонтов в работу уже не пойдут: они стали хрупкими и для повторного использования не пригодны, – комментирует заместитель начальника шахты по производству Антон Редькин. – На данный момент на отработанных горизонтах остались только старые скреперные полки, трубопроводы и рельсовый путь. Все это годится лишь в металлолом, и к тому же транспортной доступности туда нет. Но я не сказал бы, что нас совсем не снабжают. Мы получаем шесты для ведения взрывных работ при вторичном дроблении, подшипники для ремонта колесных пар вагонов, канаты, взрывчатые материалы. Вагоны старые, требуют постоянного внимания, поэтому мы регулярно организовываем их ремонт в депо. Рельсы и шпалы в минимальном объеме мы в течение года тоже получили, как и стойку для строительства полков. Летом-то с поставками лучше было. Критичные участки железнодорожного пути тогда удалось отремонтировать, к примеру, заезд в орт 3-А. Там кривая, поэтому повышенный износ пути, и без ремонта было не обойтись. Для ремонта еще одной кривой рельсы остались – экономим, потому что вряд ли что-то получим в ближайшее время. А на прямолинейных участках ставим при замене старые рельсы небольшими вставками – от метра до трех. Скреперные лебедки тоже сами восстанавливаем.

Рассказ Антона Редькина о том, как выживает шахта, достаточно подробен, но лучше, как говорится, один раз увидеть, поэтому я спускаюсь на горизонт минус 610 метра в сопровождении заместителя начальника комплексного подземного участка № 1 Артема Устинова. Однако перед спуском мы успеваем полистать книгу нарядов.

– Вот в этой графе указывается количество вагонов и тонн, привезенных за смену, – поясняет Артем Владимирович. – Сегодня в этой графе пусто, значит, ничего не привезли. Смотрим причины: в начале ночной смены был сход электровоза, позже – еще один. Вот дневная смена с 16.30: при плане около 400 тонн привезли только половину, потому что возникли проблемы с подъемом. Отсутствие полноценного снабжения мешает, конечно, выполнять план. К тому же на нашем участке очень длинная цепочка выдачи руды: погрузка, доставка, перепуск в вагонах, транспортировка к вагоноопрокиду, загрузка в дробилку. Любая неурядица на одном из этапов может затормозить процесс и привести к простою. Но мы, естественно, не сидим сложа руки – делаем все, что в наших силах.

Возле клети встречаем замначальника участка № 3 Евгения Черкашина и механика по буровым работам Сергея Лохичева. Один везет в шахту соединители для напорного рукава, другой – штоки для станков НКР. То и другое – только что из механической мастерской.

– Когда шток ломается, мы отдаем его в мехмастерскую, где его немного укорачивают и нарезают новую резьбу, то есть шток может прослужить в два раза дольше, – объясняет Сергей Константинович. – Механическая мастерская нам здорово помогает. Если бы не они, может, и работа бы встала. Вроде бы мелочами нас обеспечивают, но без этих мелочей ничего не сделаешь.

Горизонт минус 610 метра выглядит вполне рабочим. Только вот освещения маловато, но можно разглядеть поворот, где после схода состава шпалы разворочены в щепу.

– Вот здесь буквально вчера тоже был аварийный участок железной дороги, – показывает Артем Устинов дальше. – Заменили рельсы, протянули стыки, будем ездить.

На откаточных путях стоит один из трех новых скреперов, которые шахта получила в течение года.

– Ожидает своей счастливой участи, – улыбается Артем. – Уже в декабре это оборудование отправится в работу – в секцию 4 панель 2 блока 21. В новую секцию – новый скребок.

Кто знает, возможно, это последний новый скрепер, полученный шахтой. Возможно, и секция 4 панель 2 – последняя выемочная единица «Магнетитовой». Впрочем, словом «последний» здесь давно никого не напугаешь. Уж сколько раз оно звучало, а шахта тем не менее продолжает работать.

Отработка секции 4 панели 2 только началась: 13 и 27 ноября были проведены первые взрывы по отрезной щели. На первоначальной стадии отработки объемы, конечно, невелики, но после разделки отрезной щели и проходки камеры щели участок приступит к отбойке основных камерных запасов. Вероятно, что это случится уже в новом году. Эксплуатационные запасы составляют около 140 000 тонн рудной массы с содержанием железа порядка 21,5 процента. В 2023 году данная выемочная единица станет основной для шахты, здесь планируется установка двух скреперных полков. Если прибавить к этому продолжающуюся отработку секции 3 панели 3, то работа горизонта минус 610 метра просматривается, по мнению Антона Редькина, на весь 2023 год.

В секции 3 панели 3 установлены три добычных полка, то есть отработка идет полным ходом. Руда здесь богатая, что и позволяет шахтерам справляться с качественными показателями. К слову сказать, план по качеству руды «Магнетитовая» выполняет регулярно. Отработка секции 3 панели 3 прогнозируется до мая. В этой секции мы встречаем мастера горного Олега Ивунина. На «Магнетитовой» он работает уже 25 лет, но вопросом закрытия шахты особо не интересуется:

– Эти разговоры постепенно улеглись. Шахтеры понимают, что без работы не останутся. Но лучше, конечно, чтобы «Магнетитовая» подольше поработала. Людей только у нас иногда не хватает, тогда я сам за скрепер становлюсь. Раньше работал скреперистом – у меня и опыт, и корочки по профессии есть.

Олег Ивунин.
Олег Ивунин.

Поговорив со мной, Олег Вячеславович сообщает Артему Устинову новость:

– В четвертой секции отрезная щель открылась.

– А это значит, что для проведения следующего массового взрыва, который запланирован по камере 4 декабря, надо выбирать весь отбитый ранее объем руды, чтобы взрыв прошел качественно, – поясняет Артем. – Будем ускорять эту работу.

Ближе к секции 4 панели 2 работа по-настоящему кипит. Один электровоз идет на погрузку, второй – уже груженый – привез попутно на платформе бочку с маслом и доски для ограждений, трапов, полков для бурения. После выгрузки досок электровоз проследует в южный штрек секции 5 панели 1, чтобы попутно забрать из него старую скреперную лебедку. Сейчас в эту выработку в срочном порядке работники участка ВШТ-1 натягивают контактный провод, чтобы электровоз смог в нее заехать. Устинов уходит проверить работу, а вернувшись, объясняет:

– За последние шесть лет мы получили всего одну новую лебедку – в этом году. Поэтому вывозим лебедки с отработанных подгоризонтов. Снимаем с них детали, пригодные к эксплуатации, и собираем лебедки из того, что есть в наличии. Сейчас в работе у нас восемь лебедок, одна из них – новая.

На обратном пути встречаем дорожно-путевого рабочего ­ВШТ-1 Ивана Благинина, который вместе с напарником в отсутствие электровозов успевает заниматься ремонтом аварийного участка пути. Иван Николаевич костерит кабинетное начальство – дескать, всем пора в шахту спуститься, людей не хватает.

Дефицит кадров, действительно, серьезный. Но тот коллектив, что остался сегодня на легендарной шахте, верен ей до конца. Благодаря ему «Магнетитовая» продолжает жить и работать, несмотря на очень скромное обеспечение.

Юлия Григорьева.

Фото автора.