9 декабря – День грузчика
Узнав, что у них тоже есть профессиональный праздник, грузчики автоцеха были удивлены. Хотя, строго говоря, какие они грузчики?
Правильнее было бы назвать их экспедиторами, потому что грузчик на участке транспортно-экспедиционных работ автоцеха – лицо материально ответственное. Раньше эта профессия так и называлась: грузчик-экспедитор.
Грузчик Александр Иващенко хорошо помнит те времена. Сразу после срочной службы он пришел работать на известковые печи ВГОКа, которые относились тогда к руднику открытых работ.
– В то время ВГОК сам производил известь, – рассказывает Александр Борисович. – После того, как печи закрыли, нас всех сократили, и я ушел в ВГСЧ. Там мне не понравился график: и днем, и ночью на дежурстве надо было находиться. В 1991 году устроился работать в автоцех грузчиком-экспедитором, относились мы тогда к коммерческой службе комбината. В середине 1990-х началось объединение: кладовщиков всех цехов и нас – грузчиков-экспедиторов – передали в ЦПП и ОСХ. С тех пор мы стали называться просто грузчиками. Это, честно говоря, было обидно, и зарплата упала. Хотя обязанности, по сути, не изменились: мы – материально ответственные лица, отвечающие за доставку груза.
В 2014 году грузчики вместе с участком транспортно-экспедиционных работ вновь вернулись под крыло автоцеха.
– Лично я был очень рад, потому что мне от автоцеха до дома – три минуты пешком, – смеется Александр Иващенко.
Его коллеги пришли устраиваться на работу уже в автоцех в разное время – с 2013 по 2017 годы.
Алексей Серегин долгое время работал на огнеупорном производстве обжигальщиком и дробильщиком, а когда дела на предприятии стали совсем плохи, устроился в автоцех ВГОКа. Юрий Шелепов выработал горячий стаж на ЕВРАЗ НТМК по профессии «резчик горячего металла» и перешел, как он шутит, на легкий труд в автоцех ВГОКа. Алексей Молчанов – самый молодой из этой команды – окончил Нижнетагильское профессиональное торгово-кулинарное училище, но по профессии не работал ни дня.
– Учился по специальностям «Кондитер» и «Бармен», – рассказывает он. – Профессия кондитера оказалась явно не моей, а специальность бармена мне понравилась, но я на нее не доучился. К тому же бармен – перспективная профессия для крупного города, но совершенно бесполезная для Нижнего Тагила. Словом, после училища надо было срочно устраиваться на работу. Ситуация была такая, что выбирать особо не приходилось: увидел объявление, что в автоцех ВГОКа требуется грузчик, и пришел. Думал – временный вариант, но вот уже семь лет здесь работаю.
– Алексей у нас настоящий бармен – специалист по бутылкам, – беззлобно смеются коллеги.
Что ж, Алексей Молчанов действительно специализируется на развозе питьевой воды по подразделениям, только жонглировать ему приходится 19-литровыми бутылями. Специализация Алексея Серегина – кислородные баллоны, которые он сдает на заправку и развозит затем по цехам. Без этих баллонов никакие газосварочные работы невозможны, поэтому приезду Серегина в подразделениях рады не меньше, чем появлению Молчанова с водой. А когда в какой-нибудь цех приезжает Александр Иващенко – это уже настоящий праздник, потому что Александр Борисович сопровождает в основном тяжелые грузы, прибывающие на длинномерах: металл, рельсы и крупные узлы оборудования.
Их доставка, кстати, сопряжена с определенными сложностями. Груз серьезный, поэтому заранее необходимо участь все нюансы:
– Надо, чтобы распределение груза по кузову было равномерным по тяжести, чтобы ничего из кузова не выдавалось, чтобы не было перегруза и ничего не каталось, – перечисляет Александр Иващенко. – За всем надо уследить.
– К тому же Александр Борисович как самый опытный наш грузчик выполняет все ответственные задания, поэтому если надо сдать что-то в транспортную компанию, или требуется заполнение сложных документов, или необходимо получить под отчет деньги, выбор падает на него, – говорит старший диспетчер участка транспортно-экспедиционных работ Елена Сандакова. – Ну, а Юрий Шелепов специализируется на поездках в Екатеринбург, часто за спецодеждой туда ездит и грузит все сам.
– В Екатеринбурге глаз да глаз нужен, – считает Александр Иващенко. – У нас был случай, когда там прямо на светофоре коробку с рациями из кузова вытащили, а водитель с грузчиком даже не увидели. Потом уж хватились. Но это давно было – в 1990-е.
По выражению Алексея Серегина, каждый грузчик встал на свою точку, хотя взаимозаменяемость никто не отменял. Да и не обойтись без нее. При пяти ставках в службе экспедиции только четверо грузчиков. И когда начинается пора отпусков, нехватка пятого заметно ощущается.
– Люди не идут к нам, потому что не представляют суть нашей работы, – уверена Елена Николаевна. – Думают, что наши грузчики весь день фуры разгружают, но в службе эксплуатации грузчик – достаточно интеллектуальная профессия, требующая определенных знаний и умения общаться с людьми. Постоянно приходится иметь дело с документами, проверять наличие подписей и штампов, наименование груза, соответствие заявленному количеству. А если поездка запланирована в другой город, надо найти соответствующую организацию и договориться с ее представителями.
Елена Сандакова своими грузчиками довольна: дружные, инициативные, ответственные, образованные. У всех есть удостоверения грузчика второго разряда и стропальщика, у двоих – право перевозки газовых баллонов, которые считаются опасным грузом.
– Отличный коллектив подобрался! Все молодцы! С такой командой очень комфортно работать, – считает она.
Юлия Григорьева.
Фото автора.
Comments by ВГ