16 ноября – День проектировщика

Еще мальчишкой Дмитрий Нивин попал в шахту, и это обстоятельство определило его жизнь на многие годы.

– У меня и мама, и отец работали на шахте «Cерная» Рудника имени III Интернационала. Мама была машинистом подъемной установки. Когда меня не с кем было оставить, брала с собой на работу. И однажды сигналистки мне предложили: «Хочешь с нами прокатиться?» Конечно, я хотел. В чем был – в шортах и сандалиях – спустился с ними на горизонт и был просто ошарашен тем, что увидел: светло, сухо, красиво, масса путей и ходов – целый город под землей. Во всяком случае, мне показалось именно так. Мама, между тем, меня потеряла, а когда узнала, где я был, нам всем попало – и мне, и сигналисткам. Но с этого момента я понял, кем хочу быть – только шахтером.

Сказано – сделано: после окончания школы Дмитрий поступил в Нижнетагильский горно-металлургический техникум на специальность «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых». К этому времени молодой специалист окончательно определился, что хочет быть не просто шахтером, а метростроевцем. В середине 1990-х в Екатеринбурге как раз строился второй участок метро. И документы в горный институт абитуриент подавал на подземку. Однако хрустальная детская мечта разбилась о беспощадную действительность: после проверки зрения Дмитрию со всей определенностью сказали, что подземные работы – не для него.

– Я по-настоящему расстроился. Но делать было нечего, подал документы на специальность «Открытые горные работы». О проектировании я не думал ни в институте, ни после того, как устроился на ВГОК – в Рудник открытых работ. Сначала около года работал в Мраморном карьере перед его закрытием. Потом меня перевели в Гальянский карьер, но там толком поработать не успел – предложили место в проектно-конструкторском отделе, чему я был очень рад. Моим наставником была Валентина Андреевна Зайцева – очень профессиональный проектировщик. Мы сработались, я у Валентины Андреевны многому научися. Открытые горные работы, железные дороги, автодороги – все это я по мере необходимости проектирую. Раньше, когда карьеров на ВГОКе было много, и работать было интереснее. А сейчас их только два осталось: Гальянский и Центральный. Зато злополучный 12 пост никуда не девается. Сколько я по нему проектов сделал – не сосчитать. А нередко бывает так, что проект готов, а финансирования по нему не поступает.

Наверное, это самое горькое для проектировщика – проект, который так и не получил своего воплощения, мертворожденное дитя, рукопись в корзине. Может, поэтому ведущий инженер-проектировщик Дмитрий Нивин старается выкроить время, чтобы увидеть собственными глазами, как реализуются его проекты.

– Мне всегда радостно видеть, что люди работают по моему проекту, что он живет.

И, конечно, задача проектировщика – учесть все возможные нюансы: рельеф местности, наличие воды, оптимальное плечо откатки из карьера, место для размещения отвалов, место для складирования потенциально-плодородного слоя. Ограничений становится еще больше, если проектировщик вынужден вписывать проект в небольшую площадь.

– Вот последний проект по Центральному карьеру делал, как раз с такими ограничениями столкнулся: тут уже не наша земля, за ее пределы мы выйти не можем. А если не выйдем, то и подобраться к руде не получится. Что делать – непонятно. Иногда, бывает, даже по ночам крутишь в голове такую проблему, ищешь решение. И когда находишь его, когда у тебя и овцы целы и волки сыты, вот тогда и получаешь удовлетворение от профессии. А случается и наоборот – вроде, все учел, все правильно и грамотно на бумаге выглядит, а в реальности – страшно смотреть. У меня так было с проектом отработки 10 рудного тела в Главном карьере. Начальником РОРа тогда был Сергей Николаевич Колдин. Он привез меня на место и говорит: «Иди, посмотри, чего ты напроектировал». Я глянул, а там – выкушенный колодец с почти отвесными стенами, хотя и берма на месте, и по технике безопасности не подкопаешься. Позже засыпали его вскрышей, даже следа не осталось.

В проектно-конструкторском отделе Дмитрий Нивин работает уже около 25 лет с небольшими перерывами, когда пару раз уходил с предприятия в поисках лучшей доли. Но всегда возвращался.

– И каждый раз у меня возникало ощущение, что я возвращаюсь домой. Последний раз уходил совсем недавно – работал на севере вахтенным методом. Был в Норильске, на острове Диксон. Природа, несмотря на отсутствие леса, удивительная. Вроде, смотреть особо не на что: тундра – белая равнина, море – такая же белая равнина, а в целом все это очень красиво. Но домой тянуло всегда, поэтому и вернулся. Коллеги зла не держали, обратно взяли, а вот дома встретили неожиданно – собственная собака с лаем на меня небритого кинулась, не узнала.

Кстати, дома Дмитрий Николаевич по привычке проектирует любые перемены, будь то забор на участке или ремонт ванной комнаты.

– В современной жизни без проекта никак, – заключает мой собеседник. – По сути это инструкция для дальнейших действий. Она помогает избежать хаоса и технических проблем, сэкономить силы, время и средства.

Юлия Григорьева.

Фото автора.