В сентябре железнодорожники вновь не выполнили план. Причина обычная – недостаток сырья. Но есть и еще одна причина, которая все чаще заявляет о себе в последние месяцы, – простои локомотивов.

Точнее даже назвать эти простои непроизводительным использованием, потому что локомотивы стоят на линии, то есть продолжают потреблять электроэнергию. С этим связан и перерасход ПЖТ энергоресурсов. Причем в каждом районе – Обогатительном и Агломерационном – есть свои нюансы.

– Средняя производительность локомотива по плану должна составлять 65 000 тонн в месяц, а по факту эта цифра несколько ниже – 61 500 тонн, – рассказывает заместитель директора ПЖТ по производству Татьяна Колесникова. – В Обогатительном районе непроизводительное использование локомотивов связано прежде всего с простоями в ожидании погрузки – выгрузки в ВОЦе. Если посмотреть на график исполненного движения, то в нем все это зафиксировано. Вот ночная смена с 30 сентября на 1 октября: «Ожидание выгрузки – 1 час 40 минут», то есть локомотив с гружеными думпкарами прибыл на участок дробления ВОЦа и 1 час 40 минут простоял в ожидании выгрузки. И это – только одна партия. Всего же в течение смены локомотив простоял 2 часа 50 минут. За это время тот же локомотив мог привезти как минимум еще одну партию сырья. Но он вместо этого простаивает на линии, продолжая потреблять электроэнергию. И если просмотреть графики исполненного движения, такие простои в ожидании выгрузки зафиксированы практически ежедневно, иногда и не по разу. Обогатителей тоже можно понять. У них – свои причины: с дробилками какие-то проблемы, или металл поймали, или экскаватор неисправен. Такие простои сложно спрогнозировать, в отличие от простоев из-за отсутствия сырья. Если нет сырья, то локомотив обогатители просто отпускают, и он выполняет другую работу. Но в случае выхода из строя оборудования обогатители продолжают держать локомотив, потому что для них тоже важен каждый час. Ремонт может занять полчаса, а может – и два часа. И все это время наш локомотив стоит на линии в ожидании выгрузки или погрузки.

В сентябре в ожидании погрузки – выгрузки на фронтах ВОЦа локомотивы ПЖТ простояли в общей сложности 80 часов. А это – 7 смен, потерянных впустую. Естественно, что на экономию энергоресурсов в такой ситуации сложно рассчитывать. При плане в сентябре для Обогатительного района 230 105 кВт в час фактически железнодорожниками израсходовано 251 580 кВт в час, перерасход составил 21 475 кВт в час.

В Агломерационном районе ситуация несколько иная. Лебяжинский аглоцех не тормозит погрузку и выгрузку сырья, но перерасход электроэнергии в сентябре там еще выше – 66 690 кВт в час.

– В Агломерационном районе наши проблемы связаны в основном со станцией Площадка, на которую мы должны подать груз в идеальных вагонах для дальнейшего их следования по путям общего пользования, – поясняет Татьяна Колесникова. – По факту на Площадку поступает много непригодных под погрузку вагонов. Нам приходится проводить дополнительную маневровую работу, а ее производительной тоже трудно назвать. Да, локомотив находится на линии, потребляет электроэнергию, но не перевозит грузы, он занимается выработкой забракованных вагонов и формированием составов. Отсюда и перерасход электроэнергии. Такого объема маневровой работы можно было избежать, если бы вагоны более качественно готовились под погрузку. Раньше этим занималась подрядная организация, но весной предприятие отказалось от ее услуг. Кроме того, в предыдущие годы мы могли использовать в маневровой работе тепловозы и таким образом экономить электроэнергию. С этого года у нас остался только один тепловоз, а плановый расход электроэнергии по Агломерационному району не изменился. И до тех пор, пока нам не выделят определенный объем кВт-часов на маневровую работу, без которой невозможно обойтись, Агломерационный район будет по-прежнему показывать такой значительный перерасход электроэнергии.

Однако если взглянуть на ситуацию более широко, а не только с точки зрения железнодорожников, то тут, как говорится, у каждого – своя правда. Грузчики делают все от них зависящее для подготовки вагонов к последующей отгрузке. И если бы они просто отбраковывали непригодные вагоны, на объеме маневровой работы это бы не сказывалось, а вот вагонов под погрузку было бы значительно меньше. К примеру, 12 октября на пути ВГОКа зашел состав из 65 вагонов. Все 65 должны быть загружены и отправлены на пути общего пользования. Но 18 из этих вагонов уже непригодны к погрузке. Их ожидает ремонт, хотя нет гарантии, что часть из этих вагонов не будет забракована повторно на станции Площадка.

К тому же у самих железнодорожников тоже хватает проблем, которые сказываются на непроизводительном использовании локомотивов.

– Это и вынужденные ремонты электровозов на линии, и дефицит запчастей, – перечисляет Татьяна Колесникова. – Состояние наших локомотивов таково, что в любой момент какая-то из машин может выйти из строя. Поэтому мы стараемся держать в резерве хотя бы один электровоз, чтобы в течение часа оперативно вывести его на линию. Это получается не всегда по причине отсутствия тех же запчастей для ремонта локомотивов. Конечно, все эти моменты в совокупности тоже влияют на расход электроэнергии.

Тем не менее, первую декаду октября железнодорожники отработали с экономией по потреблению электроэнергии. Сэкономить удалось за счет того, что из-за отсутствия порожняка простаивал 21 путь в Агломерационном районе, а переработка известняка на УД-3 не производилась.

Юлия Григорьева.