Уже два месяца вагонообмен на шахте «Магнетитовая» работает в режиме постоянных сбоев.

Проблема заключается в износе внутриклетьевых стопоров на подъемной машине МК4х4 шахты «Клетевая». Именно этот подъем используется шахтерами в вагонообмене с горизонта минус 610 метра на горизонт минус 450 метра для дальнейшей выдачи руды на-гора. А стопоры – это полуавтоматическая система рычагов и механизмов, которая удерживает вагон в стабильном положении внутри клети, не позволяя ему двигаться вперед или назад.

– В последние два месяца у нас участились простои именно из-за работы стопоров: постоянно разбивает подшипники, пришли в негодность посадочные места валов, появились замятины на валах, – рассказывает начальник участка ВШТ-2 Михаил Пшеничников. – Несмотря на бесконечные аварийные ремонты, ситуация постепенно только усугубляется. Мы собственными силами наплавляем посадочные места валов, меняем подшипники, изготавливаем детали в мехмастерской, но есть и такие детали, которые мы не в силах произвести. Тот же кулак изготавливается литьем, и как бы мы ни лепили его на сварку, надо помнить, что это очень ответственный узел, состояние которого должно быть безупречным. Положение усугубляется и тем, что добраться до места поломки тоже не всегда просто – надо выкатывать вагон из клети, а стопоры не открываются. Приходится добираться через другой подъем и производить ремонт на месте. Соответственно, любой выход из строя стопора – это простой в работе. Когда это происходит во время дневной смены, мы можем довольно быстро решить проблему – от получаса до часа. Если перевести время в потери объемов производства, то это одна партия – восемь вагонов или около 60 тонн руды. А если поломка случилась в течение ночной смены, то время простоя и потери производства значительно выше, потому что необходимо еще собрать ремонтный персонал. Бывает, что ремонт затягивается настолько, что не удается возобновить выдачу руды в эту же смену. И такие остановки по причине неудовлетворительного состояния стопоров происходят все чаще – до трех раз в неделю.

Но дело не только в простоях и потерях производства.

– Данный комплекс вагонообмена был построен для выдачи пустой породы при проходке горизонта минус 610 метра, – поясняет главный механик шахты Юрий Анисимов. – Для выдачи руды в производственных масштабах данная цепочка совершенно не предназначалась. Она строилась как вспомогательная и не рассчитана на сегодняшнюю нагрузку, поэтому мы особенно тщательно следим за ее состоянием. Но как бы мы ни контролировали состояние вагонообмена, без нормальных новых стопоров мы не можем предъявить необходимые требования к работе данного оборудования, а его надежность остается под вопросом. Это, я считаю, недопустимо.

При этом новые стопоры для «Магнетитовой» не только заказаны и изготовлены, но и наполовину оплачены.

– Заказали мы их еще в феврале, по аварийной заявке, – продолжает Юрий Анисимов. – Но договор с заводом-изготовителем был подписан в марте. Тогда же была проведена предоплата в размере 50 процентов. Завод озвучил срок изготовления – шесть месяцев, поэтому поставку готовых стопоров мы ожидали в середине августа. Но в связи с финансовым положением второй транш в размере 500 000 рублей до сих пор не выплачен, поэтому стопоры нам не отгружают.

Сейчас ежесуточно вагонообмен шахты «Магнетитовая» перепускает 140-160 вагонов или порядка 1000 тонн руды. Во время аварийных ремонтов этот объем снижается, плановые показатели не выполняются.

Юлия Григорьева.