Сейчас, пока на дворе еще август, цехи усиленно готовятся к зимнему сезону – занимаются наладкой оборудования, проводят ревизии, техобслуживание, ремонты.

Цех по переработке техногенных образований – не исключение. Это одно из подразделений, чей график работ во многом определен погодными условиями. И пока стоят еще теплые дни, ремонтники цеха стараются в преддверии зимы максимально привести в порядок все свои трубопроводы.

На прошлой неделе корреспондент «ВГ» побывала в Главном карьере, где как раз шла работа по ремонту и освобождению из глиняного завала удлиненной нитки шламопровода по северному борту.

– Этот борт – один из самых проблемных, – комментирует начальник ЦПТО Сергей Кулеш. – Он практически целиком состоит из глины, а потому подвержен оползанию. Здесь у нас проходят две нитки шламопровода диаметром 630 миллиметров. Обе они расположены над поверхностью земли, так легче его ревизировать и обслуживать. Хозяйство это старое, кустарным способом сваренное из бывших в употреблении труб, а потому регулярно преподносит сюрпризы. Вот и теперь во время очистки обнаружили утечку из шламопровода.

Самый простой способ ремонта такого шламопровода – при помощи куска старой транспортерной ленты, схваченного хомутами. Держит лучше всякой сварки, уверен Сергей Кулеш, и не стоит ни копейки.

Мастер Игорь Плеханов останавливает работу экскаватора и в одиночку устанавливает хомут – опыт сказывается.

– У нас тут все смонтировано вручную нашими ремонтными бригадами, как говорится, из того, что было, – продолжает Сергей Владиленович. – Поскольку шахта «Магнетитовая» готовится к закрытию, вкладываться в модернизацию шламопроводов и закуп новых труб нет смысла, ведь после консервации «Магнетитовой» столько их уже не понадобится. А сейчас нам важно отслеживать состояние и содержать в работоспособном состоянии весь тракт подачи пульпы, опутывающий поверхность почти всех бортов карьера, для того чтобы уложить хвосты с наименьшей вероятностью притока грязной воды на горизонты шахты. Хотя содержать такую разветвленную систему шламопроводов непросто: ежесменно мастер обходит все борта, осматривая наиболее проблемные участки. Потенциально опасные места у нас сейчас находятся на южном и восточном бортах, которые мы постоянно контролируем. При ежесменных осмотрах мастера особое внимание уделяют им. Южный борт, преимущественно скалистый, покрыт кое-где глинистыми расщелинами, которые при размыве теоретически могут создать угрозу утечки грязной воды в шахту. То же самое касается западного борта, да и восточный совершенно не внушает доверия. Зимой по нему поднимается пар, выходящий с горизонтов шахты. Этот борт мы постоянно отсыпаем песком вдоль всей кромки воды. Делать это нужно, чтобы борт и вода не соприкасались, иначе затопление горизонтов неизбежно. Эту работу мы выполнили весной, а сейчас занимаемся северным бортом.

Экскаватором, позаимствованным у подрядной организации, бригада расчищает глиняный оползень.

– Эту стихию, связанную со сползанием глиняной породы, нельзя обуздать в один присест, – отмечает Сергей Владиленович. – Ведь в карьере все взаимосвязано, это как живой организм, а потому наше чрезмерное рвение побыстрее устранить завал может пагубно сказаться на чем-то еще. Например, на состоянии железнодорожных путей, идущих сверху. Поэтому мы сегодня расчищаем часть завала и оставляем его на неделю – пусть он устоится, даст усадку, а мы посмотрим, как он поведет себя в районе путей. И если все в порядке, в следующую пятницу мы вернемся сюда и продолжим работу.

На северном борту сейчас работают два человека – мастер участка Игорь Плеханов и машинист экскаватора Алексей Мальцев. На улице – жара, в карьере – ни ветерка, и воздух, превратившийся в неподвижно стоящее марево, даже вдыхать тяжело. Но люди в ЦПТО к любым условиям привычные. Игорь Плеханов в любое время года предпочитает работать на свежем воздухе. Он и специальность соответствующую в свое время выбрал – открытая разработка месторождений полезных ископаемых. По душе ему эта отрасль.

А Алексей Мальцев – тот, что улыбается нам из кабины экскаватора, – родом из деревни, а потому закален и с раннего возраста приучен к работе с разного рода спецтехникой.

– Нас выручает машина-бытовка, – говорит Игорь Плеханов. – Летом там можно перевести дух в жару, спрятаться от дождя, попить воды, а зимой – согреться.

Отработав смену в Главном карьере, бригада вместе с экскаватором отправится на Иваниху – поднимать из накопительных емкостей и отправлять во вторичное производство ЛАЦа шлам. А сюда вернутся неделю спустя. Оценят результат сегодняшней работы и продолжат расчистку завала. Вот такими небольшими, но верными шагами к осени они достигнут результата.

Сергей Кулеш отмечает, что такая работа по расчистке шламопровода должна вестись регулярно.

– Если бы у нас взамен этих шламопроводов были пластиковые или любые другие, выполненные из современных материалов трубопроводы, это существенно облегчило бы нам работу и обслуживание, – говорит Сергей Владиленович. – Ведь в карьерах борта неспокойные, да к тому же на состоянии трубопроводов сказывается постоянная подверженность погодным условиям – жаре, холоду, дождю, снегу. Все это делает ремонты стальных трубопроводов, будь это водоводы или шламопроводы, трудоемкими, связанными с различного рода непредвиденными ситуациями. С пластиковыми трубами или иными неметаллическими было бы куда проще.

Елена Пешкова.

Фото автора.