В первой декаде июля на шахте «Южная» состоялся ремонт щековой дробилки и специальный массовый взрыв. Оба эти события оказались взаимосвязаны.

Еще в конце июня на щековой дробилке начал нагреваться один из подшипников, причем произошло это несколько раньше запланированного ремонта.

– Мы вскрыли подшипник для определения причины и выяснили, что изношен сепаратор, – комментирует исполняющий обязанности главного механика шахты Владимир Денисов. – А при такой неисправности подшипник подлежит замене. К тому же запасные подшипники у нас были на складе. Поэтому мы промыли старый подшипник, набили смазкой, запустили дробилку и срочно стали готовиться к капитальному ремонту по замене коренных подшипников.

Надо отметить, что крупное дробление шахтной руды осуществляется именно на этой щековой дробилке. Щековая дробилка ДОУ предназначена лишь для первичного дробления руды Центрального карьера. Так уж устроена конвейерная цепочка. В итоге, если щековая дробилка шахты выбывает из работы, подача шахтной руды на ДОУ для дальнейшей переработки просто останавливается. Добычные работы, после того, как перепуск заполняется рудой, тоже останавливаются. Поэтому производственный отдел, скрепя сердце, согласовал шахте пятисуточный ремонт, и задача в общем-то была проста: снять вал, заменить на нем подшипники и собрать дробилку вновь. Но вместо пяти суток ремонт растянулся на 12 дней – с 26 июня по 8 июля.

– Когда мы сняли подшипники, выяснилось, что шейка посадочного места изношена и требует восстановления, – объясняет Владимир Денисов. – Хотели, как в 2017 году, посадить подшипник на специальный клей и работать дальше. В тот момент это была временная мера, благодаря которой дробилка должна была продержаться в рабочем состоянии до капитального ремонта. Но ремонт все время откладывался, и подшипник проработал в итоге пять лет, пока не начал нагреваться. В этот раз все сделали правильно: вал отвезли в «Композит», где подрядчики восстановили посадочное место. Все эти работы, перевозка вала, его подъем и спуск в шахту заняли немало времени. К тому же потребовалась замена верхнего вкладыша шатуна, у которого частично разрушился баббитный слой. В этой работе нам очень помогли ребята из ВОЦа – слесари Фархат Рахимов и Игорь Сащенко, за что им большое спасибо. Они давно занимаются шабрением баббитных подшипников и три смены отработали на «Южной», освободив нас от значительной части тонкой работы.

Когда шахтеры «Южной» узнали, что ремонт щековой дробилки затягивается, они решили использовать время простоя шахты для подготовки специального массового взрыва по погашению целиков и потолочины 15 блока 2 панели горизонта минус 240 метра. Взрыв, запланированный по графику на 17 июля, перенесли на 10 июля, то есть подготовка его шла в ускоренном темпе.

– В подготовке и производстве взрыва принимали участие порядка 130 человек, – отмечает главный инженер «Южной» Георгий Николаев. – Зарядка велась на трех подэтажных выработках: на минус 180-м, минус 205-м и минус 228 метре. Были установлены три зарядные машины МЗКС-160. Ударно отработал на подготовке взрыва коллектив подъемного буровзрывного участка № 7. Его руководство: Борис Черных, Владислав Орехов и Андрей Кучеров, даже в ущерб собственным плановым работам, выставили всех своих людей на подготовку 205-го метра, где был самый большой объем работы. Отлично проявили себя в подготовке и производстве взрыва заместитель начальника участка очистных работ № 1 Александр Добренков и электромеханик того же участка Федор Накаряков, которые координировали работу, занимались процессом зарядки и подготовкой необходимой технической документации. Взрыв прошел достаточно чисто, без особых разрушений. Общий вес заряда составил 120 680 килограммов. Объем отбитых запасов – 464 000 тонн рудной массы со средним содержанием железа 21,5 процента.

То есть качество руды в этом блоке может на данный момент посоперничать с качеством руды Центрального карьера. При условии привлечения запасов ранее отработанных блоков, этого объема участку № 1 хватило бы на год работы. Однако план по содержанию железа у «Южной» достаточно высок, а это означает, что весь отбитый после взрыва объем она выдаст на-гора в течение девяти месяцев.

И резюме: щековая дробилка в шахте была запущена в работу 8 июля, и тогда же началась выдача руды на поверхность, а с 11 июля возобновились добычные работы на горизонте минус 240 метра. Вынужденным простоем «Южная» воспользовалась максимально грамотно и получила в результате не только отремонтированную дробилку, но и приличный объем подготовленных к выемке запасов сырья.

Юлия Григорьева.