На горизонте минус 320 метра шахты «Южная» началась проходка вентиляционно-ходового восстающего.

Последний взрыв

Впрочем, началась она еще в конце апреля, и об этом чуть позже. Начать стоит с другого события: 1 мая на горизонте минус 160 метра прогремел последний специальный массовый взрыв. Напомню, что на обоих горизонтах работает подземный комплексный участок № 3, ведя на 160-м добычные, а на 320-м – проходческие работы.

– Подготовку к взрыву по блоку 30 мы начали еще в середине апреля, – рассказывает начальник участка Константин Тетенькин. – Согласно проекту, на зарядку ушло 50 тонн взрывчатых веществ. Завоз и спуск их в шахту начали производить 27 апреля. К зарядке приступили 28 апреля. Сам взрыв запланировали и произвели в праздничный день – 1 мая. В итоге удалось отбить 124 237 тонн рудной массы с прогнозируемым содержанием железа 19,4 процента. Больше подготовленных запасов на горизонте минус 160 метра не осталось. Данный объем будем разбавлять рудой из ранее отработанных добычных точек, чтобы продлить жизнь горизонта как можно дольше. Уже в мае – июне мы должны запустить две дополнительные добычные точки в 29 блоке. Но как бы мы ни изыскивали резервы, объемы и качество руды с горизонта минус 160 метра будут неуклонно снижаться. И мы, естественно, кровно заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее запустить в эксплуатацию горизонт минус 320 метра.

По графику проходка 320 горизонта должна быть завершена к концу 2024 года, но пока что она идет с регулярными перебоями: то рельсов нет, то комплекс проходки восстающих вовремя не поставили. В конце апреля его привезли на шахту, но тут обострилась другая проблема – отсутствие локомотивного депо на горизонте.

Ремонтная база

Спустившись на 320-й в сопровождении Константина Тетенькина и электромеханика участка Василия Косолапова, первое, что я вижу: два вышедших из строя электровоза, приготовленные для перепуска на другой горизонт.

– Сейчас отсутствие на 320-м ремонтной базы – одна из главных наших проблем, – уверен Василий Косолапов. – Вместо того чтобы оперативно отремонтировать электровоз и ввести в работу, приходится тратить время на его перепуск.

– На других шахтах перепуск занимает смену. А нам за смену надо не только поднять электровоз, но и отремонтировать, – комментирует электрослесарь по ремонту подвижного состава участка ВШТ Сергей Рясный. – Будем сегодня до упора этим электровозом заниматься.

Сергей Суслов и Андрей Кондратьев.
Сергей Суслов и Андрей Кондратьев.

Видимо, это обещание удовлетворяет моих спутников. Хотя в целом положение с электровозами Константин Тетенькин считает критическим:

– Для нормальной работы нам необходимы на горизонте три электровоза. Два состава – для того, чтобы производить откатку породы из пятого и шестого погрузочных штреков, а также из выработки, где идет проходка восстающего. И третий электровоз нужен для хозяйственных нужд – приходится перевозить большой объем различных материалов, бетона и смеси. А у нас в наличии только один электровоз и один состав из восьми вагонов. Причем вагоны нам нужны с боковой разгрузкой. Их надо покупать. И конечно, на горизонте должно быть собственное депо. Тем более что и камера для него имеется.

К ней мы и подходим. Камера не достроена, хотя балки для крана уже смонтированы. Это сделали еще проходчики БШПУ. Теперь осталось довести камеру до ума: укрепить и смонтировать грузоподъемное оборудование.

– Кто будет этим заниматься, пока неясно, – сообщает начальник участка. – Надеюсь, что будет принято решение в пользу подрядчиков, потому что мы монтажом такого оборудования никогда не занимались. Если все же будем доводить камеру собственными силами, придется снимать людей с проходческих работ.

Универсальный КПВ

Впрочем, эти разговоры преждевременны, потому что грузоподъемного оборудования пока нет. Зато вовсю работает комплекс проходки восстающих (КПУ). Это универсальный комплекс, позволяющий вести проходку не только вертикальных восстающих, но и наклонных под углом от 15 до 90 градусов, длиной до 400 метров. Это оборудование участок № 3 получил 6 апреля, с 11 апреля приступил к его спуску и монтажу, а 24 апреля запустил в эксплуатацию.

– График был очень сжатый, – считает Константин Тетенькин. – Но благодаря бригаде Василия Косолапова и двум проходчикам, которые работали на таком оборудовании, мы уложились.

– Эти проходчики – Евгений Кошель и Алексей Раков – перешли к нам с участка № 2, – рассказывает Василий. – Опыта монтажа у них не было, но разобрались быстро. Молодцы ребята, очень помогли.

Сейчас на проходке вентиляционно-ходового восстающего задействованы шесть проходчиков: трое имеют права для работы на КПВ-КПУ и трое закреплены учениками. В итоге три звена работают в три смены, параллельно идет процесс обучения. Сейчас смена Сергея Суслова и Андрея Кондратьева. Сергей – проходчик опытный, но в последний раз он работал на КПВ в 2014 году.

– Это как велосипед, – смеется Суслов. – Если поехал, уже не разу­чишься.

Его слова заглушает рев КПУ, машина поднимает проходчиков вверх – в вертикальный забой. Проходчики выходят на площадку КПУ, разбирают заколы по стенкам и вручную ведут бурение. А для обеспечения безопасности работ машина оборудована предохранительным зонтом. Он защищает от падающих кусков породы при выходе через люк на платформу, оборке забоя, наращивании и демонтаже монорельса. Сечение данной выработки составляет 4 квадратных метра, хотя КПУ позволяет проходить и более широкие – до 10 квадратных метров. Эту выработку начали проходить еще башкирские проходчики – поднялись на 20 метров в высоту. С начала мая проходчики участка № 3 установили 15 монорельсов, то есть прошли еще 23 метра.

– Параллельно мы ведем проходку в пятом и шестом погрузочных штреках, – поясняет Константин Тетенькин. – В этих выработках с начала производства работ пройдено в общей сложности 210 метров. В шестом штреке мы уже вышли на поворот – на сбойку с северным откаточным ортом. Но перед сбойкой необходимо пройти из забоя северного откаточного орта оставшиеся до шестого погрузочного штрека 35 метров по прямой. Кроме того, по штреку лежачего бока и по северному откаточному орту на расстоянии 700 метров необходимо восстановить магистральные трубопроводы воды и сжатого воздуха, контактного провода, подать электропитание. Заявка на материалы для этого уже составлена – требуется порядка 12 миллионов рублей. Как только материалы поступят, Василий Николаевич с бригадой приступит к работе, потому что в северном откаточном орте нет никаких коммуникаций. Это голая выработка. Василий Косолапов обещает провести подготовительные работы в течение двух месяцев. Желание работать у нас есть, люди – тоже. Не хватает своевременного ритмичного поступления материалов. Потому что, кроме метража, восстановление горизонта – это комплекс работ и масса попутных проблем: нехватка опытных маркшейдеров, отсутствие локомотивного депо, необходимость капитального ремонта железнодорожных путей. Самостоятельно решить эти проблемы мы не можем, как и закрыть на них глаза. На капитальных работах нам, несомненно, нужна помощь подрядчиков.

Юлия Григорьева. Фото автора.