Перемены, произошедшие в Высокогорском обогатительном цехе нынешней зимой, отразились и на работе железнодорожников.

До сих пор в зимний период офлюсованный концентрат отгружался в Агломерационном районе. Но с нынешнего года фронт погрузки концентрата, уже сушеного, сместился в Обогатительный район. Как справляются с повышенной нагрузкой железнодорожники, рассказывает начальник Обогатительного района ПЖТ Сергей Боровский.

– Обогатительный район в настоящее время – это пять локомотивов на линии, 40 человек, работающих в локомотивных бригадах, три станции: Гора Высокая, Центральная и Кирпичная с приличным штатом маневровых диспетчеров, около 45 километров железнодорожных путей, 80 процентов которых не соответствуют требованиям ПТЭ, 74 стрелочных перевода. Есть среди путей Обогатительного района и особенно сложные участки – такие, как зона обрушения на 12 посту. Пока зима, мы ездим там без проблем: Дед Мороз – самый лучший строитель дорог. Но сейчас наступает весна – критическое время для верхнего строения пути. Балластная призма оттаивает, и все недочеты проявляются. Цех пути каждую неделю производит подсыпку пути, выправляя его профиль. В Обогатительный район ПЖТ входят шахты «Естюнинская» и «Магнетитовая», Высокогорский обогатительный цех, Гальянский карьер, рудный склад. Между этими участками мы и перевозим сырье.

С запуском комплекса для сушки концентрата в Обогатительном районе ПЖТ появился еще один фронт погрузки готовой продукции. Возникли и новые проблемы.

– Работаем напряженно, – продолжает Сергей Викторович. – До этого мы на пути № 6 грузили флюсы, а теперь еще на путях № 3 и № 4 грузим сухой концентрат. Норма погрузки, которую заявил ВОЦ, – в среднем 40 вагонов в сутки. Но это возможно лишь при бесперебойной работе оборудования ВОЦа. В таком варианте один вагон загружается в течение 30 минут. Однако работа комплекса, как и мельниц, периодически останавливается, поэтому выдать норму 40 вагонов получается не всегда. Бывают такие смены, когда отгружаем только половину запланированного. К тому же фракция у сушеного концентрата очень мелкая, поэтому вагоны приходится готовить особенно тщательно, все щели заделывать картоном. Эта задача возложена на подрядную организацию, однако, чтобы выставить вагоны для подготовки к отгрузке, нужны пути, а их не хватает. Требования к подготовке вагонов ужесточились, при этом зимой вагоны нередко поступают со снегом. В итоге нам приходится ждать, пока порожняк будет подготовлен. Одновременно с подготовкой вагонов идет и погрузка, и маневры, чтобы простоев по нашей вине не возникало. Приоритет отдаем концентрату, а флюсами занимаемся уже по остаточному принципу.

Чтобы представить, какое количество вагонов приходится размещать на путях и затем готовить к отгрузке, достаточно назвать одну цифру: на утро 25 марта на подъездных путях ПЖТ ВГОКа находились 314 вагонов компаний-операторов. Почти все они отправятся на пути Обогатительного района.

Как начальника района, Сергея Боровского волнуют не только такие глобальные проблемы, как недостаточное путевое развитие для производства маневровой работы на станции Центральная, но и мелочи: недостаточное освещение на станции Центральная в районе стрелочного перевода № 4, на Аглофабрике и шахтном складе, просыпи сырья, отсутствие габаритов.

– Для решения этих мелких, но мешающих работе проблем необходима путейская техника, а ее катастрофически не хватает, – поясняет Сергей Викторович.

Самый же, пожалуй, неприятный факт – это хроническое отставание по грузоперевозкам. В феврале в основном не довезли руду с шахты «Естюнинская» и с шахтного склада.

– У нас всегда по этим показателям есть долги, – соглашается Сергей Боровский. – Причины давно известны: во-первых, не справляются с работой дробилки, а во-вторых, слишком узкое горлышко подъезда – три дробилки УД находятся на одном пути. И вместо того чтобы возить руду, мы постоянно простаиваем в ожидании, пока пройдет провешивание и разгрузится предыдущий состав. Летать мы еще не научились. Но в последнее время стало немного проще работать в связи с тем, что ВОЦ запустил прямую подачу кушвинского промпродукта на УД-1. Раньше промпродукт с шахты «Южная» доставлялся на автомашинах на шахтный склад, там отгружался в думпкары, и в них мы доставляли сырье на УД и выгружали на дробилки. У нас были постоянные проблемы с остатками груза – иногда при выгрузке оставалось по полдумпкара. Сейчас нас освободили от этой головной боли: автомашины выгружают промпродукт сразу в бункер, а оттуда по цепочке подача сырья идет на УД-1.

Новость, конечно, замечательная, но от солидного плана она железнодорожников не освобождает. В феврале план отгрузки руды со склада на участок дробления ВОЦа был особенно впечатляющим – 100 000 тонн. В марте – только 68 000.

– И мы, несмотря на все наши трудности, справились бы с этим планом, если бы дробилки не останавливались с таким постоянством на аварийные ремонты, – уверен начальник Обогатительного района. – А когда оборудование работает, остановки возникают по другим причинам: из-за нехватки персонала в ВОЦе или сырья. Если обогатители погрузят состав, мы его без сомнения увезем, но в том-то и дело, что технологический процесс в цехе постоянно страдает по самым разным причинам. То есть для того, чтобы мы – железнодорожники – выполняли план по грузоперевозкам, надо прежде всего решить проблемы ВОЦа.

Юлия Григорьева.

Фото автора.