С начала апреля на шахте «Естюнинская» на одном из локомотивов будет установлен для испытаний прототип скоростемера, разработанный специально для шахтных электровозов ВГОКа.

Предложение оснастить шахтные локомотивы скоростемерами прозвучало в прошлом августе на одном из заседаний штаба по ОТ и ПБ, где рассматривалась проблема частого схода локомотивов на подземных горизонтах «Естюнинской». По мнению участников штаба, одна из причин проблемы кроется в превышении скорости, которую допускают машинисты шахтного электровоза. До сих пор нельзя было отслеживать, с какой скоростью двигаются составы под землей, теперь такая возможность появится благодаря новой разработке руководителя проектов в области промышленной электроники Сергея Прилепина.

– Шахтный локомотив – очень сложная платформа для установки электроники, предыдущие внедрения, такие, как скоростемер-черный ящик СЭР-1.4 и система связи «КЛС-ИСЕТЬ», к настоящему моменту выведены из эксплуатации в связи поломками, – рассказал Сергей Семенович. – Поэтому в прототипе скоростемера я постарался максимально учесть предыдущий опыт. Удалось ли это – покажут испытания, которые начнутся после установки прототипа на один из локомотивов, осуществляющих откатку на рабочих горизонтах шахты, и продлятся не менее месяца. Кроме вопроса надежности оборудования, в ходе испытаний нужно будет проверить гипотезу о влиянии выполнения скоростного режима на частоту сходов составов. Если прототип «приживется» на борту шахтного электровоза, это откроет путь к оснащению скоростемерами всех локомотивов на шахтах Общества. Кроме того, в конструкцию прототипа заложены возможности для построения в будущем на его базе ряда других систем: позиционирования подвижного состава, предупреждения наездов, связи с поверхностью, управления локомотивной откаткой.

Отметим, что для решения проблемы схода электровозов шахтеры уже предпринимают и другие меры, в частности, замену рельсов на горизонте минус 240 метра и проведенный в феврале ремонт водоотливной канавки, которую забетонировали, придав ей запас прочности на долгие годы. Об этом мы уже писали на страницах «ВГ». Напомним, что из-за размывания водоотливной канавки, которая проходит вдоль путей, железнодорожное полотно регулярно деформировалось, проваливалось, что в свою очередь приводило к частым сходам составов. Теперь эту проблему устранили – канавка отремонтирована и надежно забетонирована, также ожидается, что к концу года на горизонте будет заменен 1 километр рельсов.

Елена Пешкова.

Фото автора.