В шахте «Южная» продолжаются проходческие работы на горизонте минус 320 метра. Начались они в конце октября 2021 года, и на данный момент в пятом и шестом погрузочных штреках в общей сложности пройдено 124 метра.

На подземном комплексном участке № 3 уверены, что могли пройти и больше, если бы не задержки с поставками материалов.

– Мы должны после каждого проходческого цикла отгружать отбитую горную массу из погрузочных штреков, а если рельсы не проложены, то сделать это невозможно, – комментирует исполняющий обязанности начальника участка Алексей Нетягин. – Однако рельсы мы не получали полтора месяца, и по сути проходка забоев простаивала. Снимали частично старые рельсы, проходили по семь – восемь метров и опять простаивали. Занимались в это время другими работами: чисткой откаточных квершлагов горизонта минус 160 метра, ремонтом погрузочных машин, креплением погрузочных штреков горизонта минус 320 метра, а также проходкой и бетонированием водоотливной канавы. Увеличили ее длину на 31 метр. Но если бы у нас были рельсы, мы прошли бы дополнительно 50-60 метров.

И вот радостная новость: 11 марта участок получил 17 рельсов. Я приехала на шахту практически вслед за ними.

Спустившись на горизонт минус 320 метра в сопровождении исполняющего обязанности заместителя начальника участка Павла Коваленко, я первым делом вижу эти долгожданные рельсы. У ствола шахты «Ново-Вентиляционная» их грузит на платформу бригада крепильщиков. Вес одного рельса – около 270 килограммов. Но важнее другая цифра: этих рельсов хватит на 64 метра пути, что, по оценкам специалистов участка, составляет полтора месяца работы или 64 погонных метра проходки.

Другая проблема участка № 3 – отсутствие комплекса проходки восстающих (КПВ). Этот комплекс на шахту обещали поставить еще в ноябре, но длительный срок изготовления и значительная стоимость – порядка семи миллионов рублей – затянули дело. На данный момент КПВ уже изготовлен и половина стоимости оплачена. КПВ, как видно из его названия, необходим для проходки вентиляционно-ходовых восстающих, которые решают две задачи: обеспечение горизонта вентиляцией и запасными выходами. По проекту на горизонте предусмотрено минимум три вентиляционно-ходовых восстающих, и выполнить их проходку без КПВ практически нереально. Пока же проходчикам приходится устанавливать на горизонте вентиляторы (на данный момент их количество выросло до пяти единиц) и тянуть за собой вентиляционный рукав, длина которого превышает уже 600 метров.

– Это плохая замена вентиляционным восстающим, – уверен Павел Коваленко. – Чем больше длина вентиляционного рукава, тем больше потери, и тем меньше воздуха мы получаем на выходе, поэтому приходится ставить дополнительные вентиляторы. Но другого варианта пока нет.

Тем временем мы добираемся до шестого погрузочного штрека, где сейчас идет проходка. В пятом штреке параллельно продолжается крепление выработки набрызг-бетоном. Затем проходчики переедут в него, а крепить будут шестой штрек. Так поочередно и идет работа: в одном забое проходка, в другом – крепление.

– А когда нам привезут КПВ, мы сможем запустить в работу одновременно два забоя: откаточную выработку и вентиляционный восстающий, – уверены Нетягин и Коваленко. – Результаты проходческих работ сразу вырастут. Тем более что и штат участка сделать это позволяет. На данный момент у нас закрыты почти все вакансии. Правда, много молодежи, которую надо еще обучать.

Проходчики Александр Павленко и Алексей Ёлкин – не новички.

Алексей работает на «Южной» четвертый год, и за это время успел полюбить шахту:

– В шахте я почувствовал свою силу, оценил мужскую профессию проходчика, поэтому на кассу в магазин точно не пойду.

Александр Павленко трудится под землей уже около тридцати лет и с высоты своего стажа может оценить масштаб новой задачи:

– Люди хотят работать. Перед нами поставили действительно интересную задачу по проходке нового горизонта, и зарплата на участке – вполне достойная. Если бы еще обеспечение не хромало. А то КПВ мы ждем уже пять месяцев, без рельсов сколько простаивали, машины ППН-3 периодически выходят из строя.

Кстати, вышедшую из строя машину ППН-3 мы встретили недалеко от забоя. Вокруг, словно бригада врачей, слесарная группа. Операцию проводит слесарь по ремонту оборудования Андрей Лацко, вокруг – ассистенты. Разобрав пневмораспределитель подъёма ковша, Андрей Юрьевич диагностирует поломку пружины.

– Вообще-то это практически новая машина, – смеется он. – Недавно из капитального ремонта. А пружина эта – расходный материал. Сейчас новую поставим и дальше поедем. А вот на другой машине у нас серьезная поломка. Подшипники в ходовой части надо менять, а их пока нет.

Ситуацию с погрузочными машинами ППН-3 позже обрисовал главный механик «Южной» Андрей Самосудов:

– Машина, на которой мы провели капитальный ремонт, стояла мертвым грузом на горизонте минус 480 метра еще со времен реконструкции шахты. Она давно уже стала донором для других машин, а основные узлы пришли в полную негодность. Но в конце 2021 года мы оформили ее на капитальный ремонт и провели его. Сейчас это практически новая машина, которая выполняет основной объем работ на горизонте минус 320 метра. Недавно мы получили еще одну погрузочную машину с «Магнетитовой». Она тоже требует капитального ремонта, для проведения которого у нас есть все, кроме подшипников. Думаю, что хозспособом мы осилим этот ремонт, и у проходчиков будет резервная машина ППН-3.

Поднявшись на-гора, я разговорилась с ламповщиком Светланой Семеновой. Светлана Александровна отработала на «Южной» уже 38 лет и, думаю, выразила общее мнение работников шахты:

– Я всю жизнь на «Южной», вся семья у меня здесь работает. Конечно, мы очень переживаем за шахту, за ее будущее. А будущее «Южной» – это 320-й, горизонт наших надежд. Поэтому третьему участку желаем всяческих успехов.

Юлия Григорьева.

Фото автора.