Зима подходит к завершению, и в цехе пути подводят итог этого всегда непростого для путейцев сезона. Нынешний зимний сезон запомнился дефицитом снегоуборочной техники.

– В зиму мы входили с одной работающей путеочистительной машиной ДЭПМ-7 и с ожиданиями запчастей для второй путеочистительной машины – Щ-2, – рассказывает начальник цеха пути Павел Карманов. – В итоге запчасти (щеткодержатели) все-таки привезли. Механики их установили, проверили двигатель, провели пуско-наладочные работы, и щетка отправилась на линию. Правда, отработала – Щ-2 в Агломерационном районе, за которым она закреплена, всего две смены. В связи с тем, что машина долго простаивала, возникли другие сложности – закупорилась топливная система. Справились и с этой неполадкой и на следующий день вновь выпустили Щ-2 на линию. И тут случилась очередная беда: обломило вал на тяговом двигателе. До сих пор вопрос с ним не решен. Ждем очереди в локомотивное депо для того, чтобы снять этот двигатель, а затем произвести замену вала в подрядной организации.

Но особенно неприятным для путейцев был момент, когда вышла из строя единственная работающая путеочистительная машина ДЭПМ-7.

– Поломка случилась в механизме поворота машины, – продолжает Павел Карманов. – Механики эту проблему решили, но на ремонт и модернизацию сломавшегося узла ушло две недели. Нам очень повезло, что в это время (конец января – начало февраля) стояла бесснежная погода. В итоге весь сезон мы отработали с одной путеочистительной машиной, а это – повышенная для нее нагрузка. ДЭПМ-7 и сегодня на линии. Но приводить в порядок наши старенькие щетки становится все сложнее из-за их преклонного возраста, износа и отсутствия вышедших из производства запчастей. Да и те, что можно найти и купить, вовремя не поставляются.

Итогом злоключений с техникой стала поломка одной из путейских дрезин, на которой вышла из строя ось колесной пары. Причина – усталость металла. Пока будет идти наплавка, обточка и закалка резервного комплекта колесных пар, цеху пути придется справляться со всеми текущими работами, имея под руками лишь одну дрезину. На этом фоне тракторная техника отработала зиму замечательно. Были мелкие поломки, но вполне ожидаемые, и механикам удавалось быстро восстановить работу тракторов. А вот что касается людских ресурсов, то здесь у путейцев не все гладко.

– При общем штате 33 человека, недоштат составляет всего лишь пять человек, – говорит Павел Карманов. – Проблема в том, что все эти пять незакрытых вакансий находятся на одном – лебяжинском участке. При этом на территории Агломерационного района значительное количество стрелочных переводов – примерно 70 процентов от всех стрелочных переводов ВГОКа. Все их зимой надо чистить, поэтому нагрузка на монтеров пути ложится колоссальная. После снегопада ребята уже не успевают расчищать габариты и проводить тщательную очистку, потому что им надо успеть оббежать все стрелки, чтобы как можно быстрее запустить движение. Дошло до того, что уже и локомотивные бригады помогают нам в этой работе. И только позже монтеры пути идут с очисткой габаритов и устранением напрессовок. Тут непременно что-нибудь случается, например, лопается рельс. Мужики бросают расчистку, бегут менять рельс. На следующий день нужно производить промеры, проверять пути по шаблону. В ходе этой проверки обязательно обнаружим два-три критических места. Все бросаем, бежим перешивать путь, а на эту работу может уйти два-три дня. При этом снег, который оставался на стрелках, уже слежался, запрессовался и закаменел. А тут и следующий снегопад. То есть при дефиците кадров проблемы производят накопительный эффект. И чтобы его избежать, приходится переводить людей на Лебяжку с других участков. Кроме того, из-за отсутствия резервных дежурных по переезду подменять их приходится тем же монтерам пути.

Для Владислава Боровикова нынешняя зима в цехе пути – первая, а вот Олег Щербинин работает здесь уже более 10 лет.

– Зима выдалась не особенно снежная и уж точно не морозная, – уверен он. – Мы могли бы пережить ее достаточно просто. Но народу не хватает, и техника в плохом состоянии, поэтому работы зимой было невпроворот. Впереди весна. Работать, возможно, станет легче, лишь бы пути выстояли и стрелки не затопило.

Зима, по мнению путейцев, трудное время года, но в то же время скованные морозом пути держатся в относительно стабильном состоянии. С началом оттепели количество сходов может увеличиться.

– Но расстраиваться мы не будем, – уверен Павел Карманов. – Сделаем все, что сможем. Как говорит мой заместитель Николай Федорович Щелоков: «Смены на горизонте не видно, но мы-то здесь». И мы верим, что подмога все-таки подойдет. А за работу в зимний период большое спасибо всему персоналу цеха пути и смежным цехам ПЖТ, которые не отказывали нам в помощи.

Юлия Григорьева.

Фото автора.