На горизонте минус 320 метра шахты «Южная» после шестилетнего перерыва вновь возобновились проходческие работы. 29 октября здесь прогремел первый взрыв.
Дополнительные ставки
Напомню, что восстановлением горизонта минус 320 метра на «Южной» занимается подземный комплексный участок № 3, продолжая при этом очистные работы на минус 160-м и проходческие – на минус 240-м. Электромеханику участка Василию Косолапову приходилось обслуживать все горизонты, на которых работает участок.

– И несмотря на это, он с большим энтузиазмом занимается восстановлением коммуникаций на минус 320-м горизонте. За эти месяцы его слесарной группой проделана огромная работа, которая и позволила нам приступить к проходке, – считает начальник третьего участка Константин Тетенькин. – Работа ускорилась, когда на участке ввели дополнительные ставки электромеханика и горного мастера. С октября Василий Николаевич Косолапов смог полностью сконцентрироваться на 320-м горизонте. Более того, с 1 ноября и до окончания очистных работ на горизонте минус 160 метра для нашего участка согласовали новый штат – временно ввели 14 дополнительных ставок. Теперь мы можем принять шестерых проходчиков, троих электрослесарей, двоих дорожно-путевых рабочих, одного слесаря и двоих взрывников. Это, конечно, радует, но самое сложное – заполнить вакансии реальными людьми. Пока на 320-м горизонте фактически работают шестеро проходчиков и по трое взрывников, машинистов электровоза и слесарей.
Качественная подготовка
Результаты работы я вижу, как только спускаемся на минус 320-й. В руддворе установлена тягальная шахтная лебедка для принятия грузов.
– Принимаем на горизонт материалы, а на поверхность выдаем мусор, который вычищаем с 320-го в большом количестве, – комментирует Константин Тетенькин.

Другая выполненная задача – восстановление вентиляционного режима. На горизонтах минус 240 и 320 метров установлены два вентилятора, чтобы исходящая струя не попадала в руддвор по стволам «Южная-1» и «Южная-2». И конечно, вдоль горизонта тянется вентиляционный рукав – на данный момент его протяженность составляет 300 метров. Без него ведение проходческих работ было бы невозможным. Вскоре потребуется продолжить начатое еще башкирскими проходчиками строительство водоотливной канавки. А в целом водо-воздушные магистрали и коммуникации на горизонте уже проложены.
Для вывоза горной массы из забоя участок получил десять новых вагонов с боковой разгрузкой, правда, двум из них потребовался ремонт. Тем не менее, «тарой» проходчики обеспечены.
– А это – наше будущее электровозное депо, – показывает Константин Сергеевич на темную выработку, на въезде в которую стоят два неисправных вагона.
Жизнь 320-му предстоит долгая, поэтому нет сомнений, что депо здесь будет оборудовано в ближайшие месяцы. Контактная сеть уже восстановлена, железнодорожные пути в нормальном состоянии, так что дорога для электровозов открыта.
– Контактную сеть от ствола «Южная-2» до забоя и до вагоноопрокидывателя восстановила электрослесарная группа Василия Косолапова совместно с электрослесарями участка ВШТ, – не без гордости сообщает Константин Тетенькин. – По протяженности это примерно 1300 метров. А часть силовых кабелей была протянута еще летом. Все сделанное и позволило нам приступить к проходческим работам.
Масштабная задача
Возле камеры электромастерской мы встречаем слесарную группу Косолапова, шахтеры приступают к ремонту вентиляционных дверей.
– Работы много, – делится слесарь Станислав Ленёв. – Сейчас надо электрикам помочь, потом ворота ремонтировать. Куда механик скомандует, туда и отправимся.
– Пока горизонт освещен только на 50 процентов, – комментирует Василий Косолапов. – Эта работа еще впереди. Мы получили для 320-го новый инструмент, новое оборудование. Работать – одно удовольствие. И у ребят огонек в глазах появился. Все-таки с такой масштабной задачей, как восстановление горизонта, мы сталкиваемся впервые, поэтому работать интересно. И конечно, мы прекрасно понимаем, что работаем на долгосрочную перспективу, стараемся все сделать качественно. Благо новые материалы это позволяют. Теперь вот ждем проходческий комплекс, чтобы приступить к его монтажу.
Проходческий комплекс КПУ обещают поставить на шахту уже в ноябре, собирать его будут на горизонте. Могут ли возникнуть сложности с монтажом? Вполне. По словам Константина Тетенькина, на участке есть люди, имеющие опыт работы на таком оборудовании, но не осталось ни одного человека, занимавшегося его сборкой.
– И все-таки мы должны смонтировать комплекс самостоятельно, – считает начальник участка. – Ведь именно нам придется обслуживать его, ревизировать, а возможно, и ремонтировать. Нам необходим опыт монтажа. Я думаю, познакомимся с сопроводительной документацией и разберемся.
Новый забой
А пока комплекса нет, проходка ведется в пятом погрузочном штреке. Сегодня в забое работают проходчики Ринат Зарипов и Максим Ахмадуллин. У обоих – солидный проходческий стаж: 22 года и девять лет соответственно, оба – из замечательных шахтерских династий. На потолке забоя – крепь, под ногами у ребят – отбитая горная масса. Неподалеку стоит погрузочная машина, с помощью которой порода вывозится из забоя, грузится в вагоны и отправляется на вагоноопрокидыватель. Но самое впечатляющее – это звук вгрызающихся в породу перфораторов. Без наушников его не вынести.
– Это самое начало проходки, – объясняют шахтеры. – Видите разницу между светлой и темной породой? Там, где темная – это наша работа, примерно пять метров пока прошли.
Пять метров – пять взрывов – пять циклов. Это начиная с 29 октября до утра 2 ноября, за исключением выходных, когда проходка не велась, то есть за два дня работы.
– В среднем за один цикл у нас получается один погонный метр, – подтверждает Константин Тетенькин. – Цикл включает в себя взрыв, приведение выработки в безопасное состояние, орошение забоя, обуривание верха забоя, уборку породы, затем добуривание оставшихся шпуров и заряжание новых. За один цикл у нас набирается примерно восемь вагонов отбитой породы, а на взрыв требуется отбурить 32 шпура. Сейчас мы опытным путем по результатам проведенных взрывов составляем паспорт БВР: выберем в итоге оптимальные параметры для ведения буровзрывных работ. В сутки, при условии, что нет проблем с оборудованием и взрывчаткой, мы должны проводить по три взрыва. Надеюсь, постепенно выйдем на этот результат. Главное, что начали. Пошло дело.
Юлия Григорьева.
Фото автора.
Comments by ВГ