Вместе с октябрем подошла к завершению ежегодная сезонная работа ЦПТО по очистке Каменского карьера.

Напомним, что карьер состоит из двух частей: аварийных емкостей и пруда-отстойника. Очистка прудка в течение уже пяти лет ведется с помощью землесосного снаряда, а аварийные емкости чистят силами ЦПТО и автоцеха или подрядчиков. В нынешнем году эту работу взяло на себя ООО «ПромТрансИндустрия».

– Весной подрядчики в течение месяца раскачивались, работа постоянно тормозилась из-за нехватки техники, – комментирует начальник ЦПТО Сергей Кулеш. – Но затем – летом и осенью – настроились и отработали нынешний сезон прекрасно. Одна из емкостей вычищена настолько хорошо, что даже посмотреть приятно. Могли бы вычистить еще больший объем, но помешали аварийные сбросы, после них вторая емкость оставалась с водой, которая не успевала дренировать. Из-за этого исключалась возможность чистки. В итоге высохшая емкость вычищена в этом году на «отлично», а сырая – только местами.

Тем не менее, заключив договор на вывоз за сезон ориентировочно 45 000 кубических метров песка, подрядчики сумели вывезти 56 343.

Параллельно весь летний сезон над очисткой прудка-отстойника в Каменском карьере трудилась команда землесосного плавучего несамоходного снаряда.

– Очищая прудок-отстойник и увеличивая тем самым объем воды в нем, мы решаем несколько задач, – продолжает Сергей Кулеш. – Во-первых, насосная Каменского карьера может работать без проблем, а во-вторых, сбросы из прудка идут не такими загрязненными, потому что чем больше отстойник, тем лучше отстаивается в нем вода.

Земснаряд я застала поблизости от всасов насосной, недалеко от его зимней стоянки. На ней вскоре этот плавучий агрегат и закончит свой очередной летний сезон. Процессом работы, как всегда, руководит главный специалист в землесосном оборудовании, мастер участка по технологии и ремонтам Юрий Байлевич. Ему и слово:

– Этот сезон отработали более-менее нормально, месячный план практически всегда выполнялся – порядка 5 000 кубических метров мы регулярно перекачивали. В общей сложности перекачали 27 617, как и в предыдущий год. Периодически, правда, приходилось останавливать работу из-за недоштата машинистов насосных установок, занятых на перекачке пульпы на УМО ВОЦа, потому что мы подаем шламы на сгуститель фабрики, а уж оттуда обогатители должны подать его в Главный карьер. У нас на земснаряде тоже дефицит кадров – вместо девяти машинистов землесосного снаряда в наличии только шестеро, но мы справлялись. Нас хоть и немного, но коллектив сейчас стабильный. Машинист земснаряда – профессия специфическая. Кроме особенных условий работы, здесь длительный период обучения – шесть месяцев стажер получает один оклад, а на это не каждый согласится.

Владимир Хибенков как раз из таких терпеливых и упорных учеников. Пройдя обучение, уже пять месяцев он самостоятельно работает машинистом земснаряда.

Владимир Хибенков на фоне земснаряда.
Владимир Хибенков на фоне земснаряда.

– Для меня это – работа мечты, – уверяет Владимир. – Вообще-то по образованию я бухгалтер, но быстро понял, что бумажная рутина меня совсем не греет. А здесь, на земснаряде, масса удовольствий – хорошая физическая нагрузка, работа на свежем воздухе, отличный коллектив. Мне и наставник замечательный попался – Владимир Четвериков. Всем тонкостям обучил. Ни разу я не пожалел, что устроился сюда работать.

В зимнее время машинисты земснаряда, как обычно, займутся охраной и ремонтом своего «кормильца». Только вот с запчастями в этом сезоне полный швах.

– Ничего не привозили, – сетует Байлевич. – Сейчас надежда только на следующий год. Если получится подать заявку и получить по ней запчасти, будет очень хорошо, потому что ремонтировать и менять надо многое. Во-первых, к следующему сезону необходим новый землесос. Старый мы капитально отремонтировали в позапрошлом году собственными силами, но за два года он износился полностью: и внутренняя часть, и наружный корпус. Наплавлять уже нечего. Во-вторых, пора закупать попеленажные лебедки.

А третий пункт просьб машинистов земснаряда уже много лет неизменен – улучшение бытовых условий.

– После каждой комплексной проверки нам обещают купить новое помещение – вагончик с электрическим отоплением, но каждый раз не находят на это средства.

И если уж разговор зашел о деньгах, наверно, существенно будет отметить, что добыча и транспортировка отходов с помощью гидромеханизации почти в два раза дешевле, чем автотранспортный вывоз. Да и нет тут другого выхода – обводненную емкость может вычистить лишь земснаряд.

Юлия Григорьева.
Фото автора.