На прошлой неделе в Екатеринбурге компания «Машиностроительный холдинг» официально передала шахте «Естюнинская» гидроперфораторную буровую проходческую установку собственного производства DF-B1.

Специалисты ВГОКа осмотрели технику, на которой спустя пару месяцев уже начнутся работы в шахте, и подписали соответствующие документы. Вопросов предстоит решить еще очень много. В первую очередь, эксплуатационных. Технику придется разобрать, перевезти в Нижний Тагил, далее спустить в шахту и по горизонту минус 240 метра в разобранном виде доставить в электровозное депо. Там установку вновь соберут, откуда она уже своим ходом отправится в четвертый орт, где начнёт функционировать новый участок технического перевооружения.

Параллельно предстоит заняться другим важнейшим вопросом – обучением шахтеров работе на новой технике. Отобранные люди, которые будут в перспективе будет управлять установкой, сначала отправятся в автошколу получать нужную квалификацию и права. После этого проходчики на рабочем месте под руководством специалистов «Машиностроительного холдинга» будут обучаться бурению на DF-B1. С операторами погрузочно-доставочных машин сложней, им нужно поездить, привыкнуть к машине. Их мы планируем отправить в Бакал, где погрузчики работают в том числе и «на горе». Предварительная договорённость с бакальцами уже есть. Кроме того, в учебном комбинате Шерегешского рудника готовы предоставить нашим специалистам возможность «набить руку» на симуляторах, имитирующих самоходные машины вплоть до полноразмерной кабины.

Сейчас специалисты «Машиностроительного холдинга» дорабатывают «Систему помощи проходчику». Это программное обеспечение позволит обуривать забой полностью в автоматическом режиме, согласно загруженному паспорту БВР. Проходчик только контролирует процесс. Это сократит ошибки «человеческого фактора», увеличит производительность работ, а главное – повысит безопасность!

В свою очередь, специалисты ВГОКа предложили автоматизировать процесс установки самозакрепляющейся анкерной крепи (СЗА), используемой в проекте техперевооружения. Повсеместно в отрасли выработки крепят по сути «вручную», загоняя каждый анкер в шпур по одному, пусть и с помощью самых современных буровых установок. Точность наведения податчика под шпур зависит от опыта, соответственно, присутствует много брака. Но если можно весь забой отбурить автоматом, то почему нельзя крепить в «беспилотном» режиме? Данной функции нет ни в одной самой навороченной западной буровой машине, и оценив актуальность предложения (примерно 90 % выработок в мире сегодня крепится СЗА), наши партнеры взяли идею в разработку. Уверен, специалисты «Машхолдинга» справятся с задачей, ведь свое упорство в достижении целей они доказывали многократно.

Стоит добавить, что «Машиностроительный холдинг» – наш старый и надежный партнер, с которым мы договорились и дальше расширять взаимовыгодное сотрудничество.

Все вопросы решаемы, и проблем с буровой установкой быть не должно. В большей степени волнует вопрос о восстановлении самоходной погрузочно-доставочной машины, которая нам досталась от Бакала. Ее ремонтом сейчас занимаются специалисты в Сатке. Двигатель уже готов, дело за всеми остальными деталями – примерно на 70 процентов машина будет оснащена новыми комплектующими. В планах – увидеть ее в работоспособном состоянии в шахте уже в конце сентября.

Андрей Жирютин, главный специалист по операционным улучшениям дирекции по стратегическому развитию.

Фото предоставлено Андреем Жирютиным.