В июне работа Центрального карьера значительно ориентирована на вскрышу – 185 000 кубометров, в то время как план по добыче составляет только 70 000 тонн руды.
Такой перекос обусловлен перевыполнением добычи рудной массы в мае, когда шахта «Южная» простояла порядка недели на капитальных ремонтах и подготовке к специальному массовому взрыву. Для того чтобы обеспечить в таких условиях дробильно-обогатительный участок шахты сырьем, Центральному карьеру пришлось поднапрячься с выдачей рудной массы – отгрузили на ДОУ 7 414 тонн сверх плана. Остаток на перегрузе составлял к тому моменту 5 216 тонн и по добыче план перевыполнили – 72 198 тонн. Благодаря этим цифрам фабрике удалось выполнить плановый показатель по производству промпродукта. Однако по вскрышным работам, естественно, возникло отставание. Сейчас Центральный карьер наверстывает упущенные тонны по вскрыше.
– 3 июня на отметке 32 метра в северной части карьера мы провели массовый взрыв, – рассказывает начальник участка открытых горных работ Алексей Ярославцев. – Зарядили 64,5 тонны взрывчатки и отбили 67 500 кубометров горной массы. Из них только 20 000 тонн руды. Пустой породы очень много, план по вскрыше мы не успеваем выполнять. Не хватает техники для ее перевозки, не хватает выемочных единиц – экскаваторов.
По этой причине новый месяц начался для Центрального карьера тяжело.
– На перегрузе у нас пусто, – продолжает Алексей Иванович. – Сколько из карьера вывезем руды, столько и отгружаем. И дело не только в нехватке техники. Техника есть, нет людей, чтобы на ней работать. У подрядчика, обслуживающего северную часть карьера, много субподрядчиков, а у этих субподрядчиков проблемы с персоналом: вахта закончилась, а на новую вахту работников прибыло мало. Отсюда все проблемы.
А вот в южной части карьера, где работает другая организация – ООО «Русские инертные материалы», подрядчики, наоборот, порадовали.
– И подрядчики там стабильно работают, и мать-природа подарок сделала. Последний взрыв позволил геологам определить наличие в блоке 30 000 тонн руды. И в предыдущем блоке – 15 000 тонн. Результаты подтверждаются, руду с юга, которая даже не была запланирована, подвозим и смешиваем с рудой северной части.
Но это, как говорится, приятный сюрприз. Пока же в южной части полным ходом идут вскрышные работы: последний взрыв был произведен на отметке 202 метра, а до рудного тела горняки доберутся не раньше 197 отметки, то есть впереди еще один горизонт. При этом план по вскрыше там подрядчик выполняет, да еще и руду везет. В среднем содержание железа в руде из Центрального карьера, что на юге, что на севере, составляет пока 22,3 процента. А вот содержание серы в южной части заметно меньше. К тому же после последних взрывов на юге руды отбили 30 000 тонн, а на севере – всего 20 000.
– Руда в северной части есть, – поясняет Алексей Ярославцев. – Там остался блок с очень богатой рудой, но бурить в этом месте пока небезопасно. Сначала необходимо расширить горизонты, начиная с отметки 100 метра, сделать более широкую рабочую площадку, а потом уже забирать руду. И конечно, остается проблема с вывозом вскрыши, которая уже буквально все задавила. Без руды нет промпродукта, поэтому постоянно жертвуем вскрышными работами. Но бесконечно это продолжаться не может. Сейчас уже настал тот момент, когда из-за проблем со вскрышей приходится снижать план по добыче руды.
Не раз на вопрос «Как удалось выполнить план?» специалисты ДОУ отвечали мне: «Центральный карьер помог. Подвезли руду с содержанием железа выше 25 процентов. В итоге мы и с качеством справились, и тонны сделали. Центральный карьер – наша палочка-выручалочка». Похоже, сегодня утопающему в пустой породе карьеру самому нужна помощь.
Красивыми откосами южной части карьера я любуюсь в компании Ярославцева и мастера горного Владимира Браунгова, которого помню еще с Лебяжинского аглоцеха.
– Да, я работал там экскаваторщиком, – подтверждает Владимир. – Но после того как сюда перевелся, будто домой вернулся. Во-первых, я – кушвинский, а в детстве и жили мы рядом с Центральным карьером. Мальчишкой весь его облазил. А во-вторых, у меня образование соответствующее – открытые горные работы. Этим интересным делом теперь и занимаюсь.
– Вот с чем у меня нет проблем, так это с кадрами, – завершает Алексей Ярославцев. – Коллектив на участке очень надежный и профессиональный.
Юлия Григорьева.
Фото автора.
Comments by ВГ