Со 2 мая свой очередной сезон очистки жидкого шламонакопителя Каменского карьера начал землесосный плавучий несамоходный снаряд.

Напомню, что объем резервной емкости шламонакопителя становился все меньше, поэтому четыре года назад работники ЦПТО приступили к его очистке. Поначалу дело пошло лихо: ежемесячно землесосный снаряд перекачивал по 10-11 тысяч тонн. Песок, уже подбиравшийся к всасам насосов, установленных на Каменском карьере, постепенно отступил. Но прошлый сезон выдался на редкость неудачным для машинистов земснаряда – оборудование подолгу простаивало, план периодически не выполнялся. В итоге за весь сезон было перекачано немногим более 30 000 тонн. Причина одна – недоштат персонала на УМО. В ВОЦе за землесосным оборудованием следить было некому, поэтому работу земснаряда приходилось останавливать.

– В итоге мы вернулись к тому, от чего ушли, – считает мастер участка по технологии и ремонтам Юрий Байлевич. – Резервная емкость шламонакопителя опять замыта песками, как будто и не было предыдущих лет очистки и перекачки. Когда в начале мая мы приступили к работе, всасы насосов уже были затянуты песками, поэтому в первую очередь расчищали их. Пески там легкие, недостаточно плотные, поэтому на запланированные объемы вышли не сразу.

А запланировано в этом году перекачать в течение летнего сезона 62 620 тонн, то есть более 10 000 тонн ежемесячно. При этом предусмотрены две плановые остановки для технического обслуживания оборудования. Но вполне вероятно, что останавливать земснаряд придется чаще запланированного, хотя бы потому, что ситуация с недоштатом на УМО, по словам старшего мастера участка Сергея Баранова, кардинально не изменилась.

На самом земснаряде ситуация с персоналом тоже непростая. Часть коллектива рассчиталась, в то же время оперативно идет прием новых сотрудников.

– Сейчас все смены укомплектованы опытными машинистами земснаряда и новичками, у которых таким образом есть возможность стажироваться, перенимать практические навыки, столь важные в обслуживании этого оборудования, – рассказывает Юрий Байлевич. – Вот это подплывает Володя Гильфанов. Он работает третий год, но уже считается опытным.

Лодка, на которой причаливает Владимир, – железная. Деревянные здесь не выдерживают. Когда идет перестановка земснаряда, тросы засасывает песок, и вырвать их вручную невозможно – только с помощью лебедки через край лодки. У деревянных лодок от такого обращения борта летят в клочья, а железной – все нипочем, хоть и выглядит она как корыто.

– У нашего «корыта» и грузоподъемность выше, чем у деревянных лодок, – замечает Юрий Байлевич. – Иногда приходится перевозить на земснаряд тяжелые детали и материалы, и железная лодка с этой задачей прекрасно справляется.

Гильфанов, с которым мы встречались два года назад, когда он еще ходил в новичках, рассказывает, что в профессии за это время не разочаровался:

– Мне нравится эта работа. К тому же зимой у нас есть возможность обучаться второй профессии. Буквально вчера я сдал экзамен и могу теперь работать не только машинистом земснаряда, но и слесарем дежурным и по ремонту оборудования. К тому же у нас, земснарядчиков, слесарной работы тоже хватает. А осенью буду сдавать на повышение разряда.

В этом году землесосный снаряд «отметит» 30 лет работы на ВГОКе. Хорошо, если его юбилейный сезон сложится удачно, и оборудование сможет работать без простоев.

Юлия Григорьева.
Фото автора.