На дробильно-обогатительном участке шахты «Южная» идет работа по стабилизации качества щебня.

– Всего на нашей фабрике производится три вида щебня: 5х15, 5х20, 20х40 и два вида песчано-щебеночной смеси: 0х5 и 0х10, – рассказывает старший мастер ДОУ Александр Чернов. – К 0х10 и 20х40 претензий нет, если соблюдать режимную карту и своевременно менять сетки. К фракции 5х15 претензии возникают только во время погрузки – щебень надо предварительно готовить, переконусовывать. Остаются два вида, к которым идут постоянные претензии. По фракции щебня 5х20 мы систематически получаем талоны от ОТК. Превышение среднего класса в этой фракции составляет около 70 процентов, хотя по ГОСТу не должно превышать 60. Однако в том же ГОСТе в примечании сказано, что если превышение среднего класса в диапазоне от 60 до 80 процентов устраивает покупателя и он желает его приобрести, то мы можем продавать этот щебень. Так оно и получается: в настоящий момент щебня этой фракции нет на складе, он весь успешно реализован. Песчано-щебеночная смесь 0х5 – наиболее сложный для нас вид продукции. Его тяжело производить. Привести в соответствие эту фракцию возможно путем уменьшения размера ячейки, но тут же автоматически пропорционально мы нарушаем гранулометрический состав щебня фракции 5х15, который стоит в четыре раза дороже песчано-щебеночной смеси 0х5. Тут, я считаю, отдел сбыта расставляет приоритеты, чтобы реализовывать более дорогую и востребованную продукцию, отвечающую требованию ГОСТа по гранулометрическому составу, в ущерб другому продукту. Тем не менее, и в этом направлении идет работа по стабилизации качества: создана рабочая группа, разработан ряд мероприятий.

Часть этих мероприятий предусматривает установку новых сеток на грохотах, закуп новых грохотов. По существу именно эта часть оборудования отвечает за такую важную составляющую, как гранулометрический состав выпускаемого щебня.

– Сетки являются нормированным материалом, то есть мы получаем их строго определенное количество в соответствии с нормами, – продолжает Александр Чернов. – При этом случаются перебои с поставками сеток, связанные с различными моментами: оплатой, снабжением, поставкой, договорными нюансами. Такие перебои сразу сказываются, причем не только на качестве щебня, но и на крупности промпродукта – основной нашей продукции. Чтобы исключить падение качества по этой причине, мы должны иметь резервный запас сетки для производства всех фракций. Пункт о резервном запасе сетки мы также включили в план мероприятий по стабилизации качества щебня. И конечно, в качестве эксперимента мы пробуем использование сетки с другим размером ячеек. Например, собираемся установить 22-ю сетку для производства щебня фракции 5х20. Это даст нам возможность за счет пересортицы по классам уйти от превышения среднего класса в щебне 5х20. Эта работа идет под непосредственным руководством главного обогатителя Олега Витальевича Шабалина, но эксперимент будет проведен только в третьем квартале. Ускорить сроки у нас пока не получается, и связано это все с теми же моментами: оплатой, снабжением, договорами.

– Конечно, технология производства щебня напрямую зависит от работы основного оборудования, а конкретно – грохотов, – уверена начальник ОТК Людмила Скакун. – Грохоты не должны быть перегружены материалом, только в этом случае идет хороший рассев сырья. На ДОУ ситуация сегодня другая – нагрузка на грохоты высокая. Для того чтобы уйти от брака, нам предстоит большая вдумчивая работа. С наскока эту проблему не решить. Возможно, стоит привлечь к ней обогатительную лабораторию, чтобы фабрика могла опираться на ее рекомендации и экспериментально выявлять оптимальные размеры ячеек, ширину дробящей щели на дробилках.

Качество качеством, а продажи – продажами. Здесь свои проблемы. Хотя в первую очередь стоит отметить полупустой башенный склад ДОУ. Погрузчики подрядчиков, которым мы продаем большую часть кушвинского щебня, скребут асфальт, вычищая его, как при генеральной уборке. По словам Чернова, все объяснимо коротким словом «май»: начало летнего сезона, разгар строительных работ, щебень востребован.

– Спрос на щебень, причем разных фракций, действительно есть, – комментирует начальник отдела сбыта продукции и железнодорожных перевозок Ольга Смирнова. – Однако есть и проблема нестабильной отгрузки, с которой мы периодически сталкивались в течение мая. В начале месяца шахта около недели стояла: шли ремонты и подготовка к специальному массовому взрыву. Затем покупатели своевременно не обеспечили нас вагонами в достаточном количестве. Отсутствие порожняка отразилось на плановых показателях, однако последние дни месяца участок отработал ударно. В итоге в мае ДОУ шахты «Южная» выполнил план по отгрузке щебня на 102 процента: при плане 84 000 тонн отгрузка составила 85 400. При этом отгрузка щебня автомашинами составила 101 процент от плана, железнодорожным транспортом – 103 процента. Надеемся, что в июне все организационные вопросы будут решены, мы войдем в нормальный ритм работы и будем отгружать в летний период не менее 90 000 тонн щебня ежемесячно.

Юлия Григорьева.
Фото автора.