Весной этого года трудовой стаж Николая Суетина достиг 50 лет. Полвека Николай Викторович отработал в цехе пути ПЖТ ВГОКа. Сегодня он занимает должность освобожденного бригадира по текущему содержанию и ремонту железнодорожных путей, но долгие годы возглавлял цех пути. Наверное, никто не знает о путевом хозяйстве предприятия и его истории больше, чем Николай Суетин.
– Я – из рабочей семьи, – рассказывает Николай Викторович. – Отец работал в прокатке в Нижней Салде, но умер он рано, мне было всего 10 лет. Несмотря на большую семью – семеро детей, мать многим из нас дала среднее специальное образование, за что я ей очень благодарен. После восьми классов школы я окончил алапаевский техникум. До этого даже не имел никакого представления о железной дороге. Друг позвал меня учиться на машиниста локомотива, но по баллам мы на эту специальность не прошли. Нам предложили другую – путевое хозяйство. Я согласился и только на производственной практике, которую проходил в Нижнем Тагиле на НТМК, понял, с какой работой связал свою жизнь. Но работы я с детства не боялся.
По распределению Николай опять попал на НТМК, в состав которого в то время входило и Высокогорское рудоуправление. Именно туда и отправили Николая Суетина. Было это в марте 1971 года. С тех пор Николай Викторович работает в цехе пути ВГОКа. Правда, в то время цеха еще не было. Существовала только служба пути, входившая в состав железнодорожного цеха.
– Бригады были большие, дружные, причем женщин было не меньше, чем мужчин, – вспоминает Николай Викторович. – Мужики брали на себя тяжелую физическую работу, а женщины занимались более монотонной – выправкой пути. Пути выправляли вручную: женщины выровняют путь по уровню и всю смену за разговором «штопочкой» шпалы подбивают. Кроме этого, на каждой станции была своя бригада чистильщиц, которые чистили и смазывали стрелочные переводы. Обученных кадров в службе тогда почти не было. А те, кто приходил после техникума, почему-то не задерживались. Поэтому и на меня особенно не рассчитывали. Мастерами были практики: у всех по четыре класса образования и огромный опыт работы. Рудоуправление даже организовало для них курсы, и после обучения всем присвоили полное среднее образование и дали «корочки» мастеров.
Суетин оказался цепким парнем, тем более что в техникуме из студентов готовили руководителей среднего звена, поэтому в монтерах пути Николай задержался недолго, уже через год его назначили мастером. А в 1973 году молодого мастера призвали на службу в армию.
– Со службой мне повезло: я попал в железнодорожные войска на Байконур. Очень было интересно. Не каждому доведется вывозить ракету на старт, а я в этом участвовал. И запуск, конечно, видел. Космодром находился на расстоянии километра от нашей станции, и при запуске ракеты мы ощущали такую ударную волну, что чуть с ног не сбивало.
Кроме экзотики космодрома, служба в армии оказалась полезной и в профессиональном отношении.
– Я выучился там на дежурного стрелочного перевода, на дежурного по станции, исполнял обязанности начальника станции и узнал, что такое железнодорожное движение, маневровая работа.
После возвращения в ВРУ Николая Суетина назначили начальником отвального хозяйства:
– Мы занимались путями, которые находились непосредственно на отвалах Главного карьера. Отвальные пути шли по ярусам отвала серпантином наверх. На фронт погрузки из карьера самосвалами подвозили сырье, разгружали, и затем экскаваторами грузили в железнодорожный состав. Фронт погрузки на отвале был стабилен, передвигали мы его примерно раз в год, что было связано с постепенным передвижением экскаватора. Такая остановка планировалась заранее: загоняли на отвал краны, гребли бульдозером новую трассу и укладывали на нее новый путь. В этом и заключалась особенность нашей работы: приходилось постоянно передвигать путь и чуть ли не ежедневно его подправлять, потому что шел он по свежему насыпному грунту, который, естественно, проседал.
После того как железнодорожные цехи ВЖР и Лебяжки вошли в состав погрузочно-транспортного управления НТМК, в 1983 году служба пути получила, наконец, статус цеха, а Николай Суетин был назначен заместителем начальника цеха.
– К этому моменту шпальное хозяйство пришло в негодность, рельсы Р-50 требовали замены на более мощные Р-65, потому что начали поступать вагоны с грузоподъемностью 105 тонн. Но руководство понимало, что собственными силами мы не справимся, поэтому в течение пяти лет нам присылали в помощь стройотряд. Они тогда как раз начали создаваться. Если собственными силами мы ремонтировали за летний сезон по три километра пути, то с помощью стройотряда успевали заменить по 12 километров и 15 стрелочных переводов. Правда, с работы почти не уходили – домой я приезжал в 10-11 часов вечера.
Стройотряд насчитывал 30 человек, но главный его плюс заключался в другом. Весь этот молодой и боевой народ необходимо было обеспечить материалом. И если для путейцев материалы могли задержать, то со стройотрядом такие фокусы не проходили:
– В 1984-1986 годах проводилась всесоюзная перекличка стройотрядов. Вместе с командиром стройотряда я ехал на НТМК, где в режиме видеоконференции шел этот всесоюзный рапорт. Каждого командира опрашивали, и не дай бог, кто-то сказал, что их не обеспечили материалом. Из руководства области немедленно так прилетало, что наше начальство до такого предпочитало не доводить. Это нас и спасло. Звеносборка была завалена шпалами, рельсами, новыми стрелочными переводами. Ни в чем отказа не знали, и ремонт железнодорожных путей продвигался очень быстро. Костяк стройотряда из года в год сохранялся, и это были уже не просто молодые и сильные ребята, они стали полноценными монтерами пути. И зарабатывали они даже больше, чем наши монтеры пути, за счет того, что работали практически ежедневно (два-три выходных за все лето), а норма выработки у них была меньше.
В эти же годы удалось поменять и путейскую технику, которая устарела как морально, так и физически. Все пути и ходовые стрелки были переведены на рельсы Р-65, шпальное хозяйство значительно отремонтировано. Впоследствии это позволило железнодорожникам держать путь в течение трудных 90-х и не погрязнуть в аварийности.
В 2008 году Николай Суетин возглавил цех пути и руководил им в общей сложности семь лет. Собираясь покинуть этот пост в 2014 году, Николай Викторович заранее подготовил себе преемника – Павла Карманова, который и является сегодня начальником цеха пути.
– Я его с прицелом на руководящую должность обучал, на всех участках «обкатал», вырастил, считаю, достойную смену, – улыбается Николай Викторович. – Для меня было важно оставить вместо себя человека, который не допустит развала цеха пути. Ведь это и мои труды, мои стремления, душа, которую я вкладывал в производство. Я и многие замечательные люди, с которыми мне повезло встретиться на длинном трудовом пути.



Юлия Григорьева.
Фото автора и из архива музея ВГОКа.
Comments by ВГ