В течение последнего месяца, начиная с конца декабря, с Бакальского ГОКа в вагонный цех ПЖТ поступили партиями в разобранном виде четыре единицы вагонов-самосвалов 2ВС-105.

26 января на лебяжинском участке вагонного депо приступили к ремонту первого думпкара, а уже 27 января корреспондент «Высокогорского горняка» побывала на месте событий.

Напомним, что в 2019 году парк думпкаров ВГОКа составлял 24 единицы, причем 10 из них обеспечивали аглоперевозки на Лебяжке. В этом году таких перевозок нет, впрочем, и думпкары, которые остались после этой работы, можно вычеркнуть из списка. По заключению промышленной экспертизы технического состояния этих вагонов-самосвалов, курсирование их запрещено. Эти думпкары свое отработали, а для того, чтобы их «оживить», необходим дорогостоящий капитально-восстановительный ремонт в специализированной организации.

– Конструкция этого типа вагонов не предназначена для погрузки и транспортировки горячих грузов, – уверен начальник вагонного цеха Сергей Уваров. – Когда в 2012 году мы впервые решили перевозить в думпкарах аглопродукцию на склад ЛАЦа, я сразу сказал, что они будут гореть, потому что межполовое перекрытие у вагонов-самосвалов – деревянное. Когда их загрузили, такой дым стоял, что пожарных хотели вызывать. Мне звонят: «Сергей Николаевич, думпкары горят!» Я говорю: «Да не думпкары это, а межполовое перекрытие горит. Железо не сгорит».

Сегодня задача другая – необходимо обеспечить поступление сырья на дробилки ВОЦа, поэтому востребованность думпкаров на высокогорской площадке очень велика: под технологическими перевозками находятся все 14 вагонов-самосвалов. Пять единиц – это состав, в котором доставляется руда шахты «Естюнинская» на участок дробления ВОЦа. Второй состав из четырех думпкаров вагонники называют «известковым» – возят в нем известняк из Гальянского карьера на УД-3 ВОЦа. И так называемый «складской» состав из пяти вагонов-самосвалов доставляет промпродукт шахты «Южная» с Башенного склада ВОЦа на участок дробления.

– Все 14 думпкаров постоянно находятся в интенсивной работе, – продолжает Сергей Уваров, – а ведь необходимо еще и ремонты, и техническое обслуживание производить. На этот случай замены у нас нет, поэтому, когда мне предложили позаимствовать четыре дополнительных думпкара у коллег с Бакала, я отказываться, естественно, не стал.

Сергей Николаевич лично посетил Бакальский ГОК, чтобы оценить парк думпкаров и выбрать те вагоны-самосвалы, которым можно поставить условную оценку «хорошо». Но когда дошло до отправки груза, бакальские вагонники заартачились: «Такая корова нужна самому, возьмите что похуже». После продолжительных и достаточно нервных переговоров удалось прийти к компромиссу: на ВГОК отправят два думпкара в более-менее хорошем состоянии и два требующих значительного ремонта. Правда, они потребуют дополнительных запчастей и материалов, заявка на которые уже подана.

– Думпкары только начали поступать в разобранном виде, а мне уже звонят с одним вопросом: «Когда они выйдут на линию?», – смеется Сергей Уваров. – «Подождите, – говорю, – Дайте им хоть до депо доехать, а нам определиться с их состоянием». На данный момент мы получили три целых и две третьих думпкара. Тележки от него еще не пришли.

В связи с востребованностью думпкаров на производстве Уваров решил ускорить процесс их ремонта, разделив бакальские вагоны-самосвалы поровну между двумя участками вагонного депо – высокогорским и лебяжинским. Первым встал на ремонт думпкар в лебяжинском депо, было это 26 января. Параллельно вагонники высокогорского депо собирали второй думпкар для транспортировки его по путям на Лебяжку.

– Начали мы, конечно, с осмотра думпкара, чтобы иметь представление об объеме предполагаемого ремонта, – комментирует Сергей Уваров. – Бригаде сразу сказал: «Мужики, делаем как для себя, чтобы думпкар ушел в парк эксплуатации, и мы о нем долго не вспоминали». Всем узлам и деталям этого вагона-самосвала, в неплохом, кстати, состоянии, нужна как минимум ревизия, и, кроме того, ремонт продольных бортов, рихтовка полового покрытия, ремонт ударно-тягового устройства и автосцепки. Колесные пары тоже потребовали ремонта, потому что бакальцы сразу заявили: «Извините, при всем к вам уважении хорошие колесные пары мы не отдадим». Наше устройство по наплавке и обточке колесных пар и тут выручило. Ну и, наконец, весь вагон требует регулировки всех соединительных частей.

Восстановление этого думпкара Уваров поручил своим лучшим слесарям. Слесарей по ремонту подвижного состава Владимира Лобаня и Виктора Брехова я застаю возле вагона-самосвала. Работа в разгаре – слесари крепят верхнюю крышку разгрузочного цилиндра, который вскрывали для замены в нем манжета. Владимир Лобань оценивает состояние думпкара как неплохое:

– По сравнению с теми думпкарами, которые пришли с Бакала полтора года назад, у этого кузов в два раза лучше. Требуется, конечно, ревизия тормозов и цилиндров, регулировка передачи после постановки колодок, автосцепку тоже надо осмотреть и разгрузку проверить. Но в целом думпкар в приличном состоянии.

Добавим, что после заботливых рук наших вагонников он станет просто игрушечкой.

– Ремонт пришедших думпкаров на данный момент для нас – задача номер один, – комментирует мастер вагонного депо Владимир Бушин. – Стратегическая, можно сказать, задача, потому что вагонов-самосвалов для производственных перевозок катастрофически не хватает. Про текущие ремонты мы тоже не забываем. Коллектив депо разделился, чтобы успевать и то, и другое. Но приоритет и лучшие наши силы все же отданы ремонту думпкаров.

2 февраля вагонному цеху ПЖТ исполнилось 27 лет. Это событие вагонники отметили особым образом – выпустили первый отремонтированный думпкар в парк эксплуатации.

Юлия Григорьева.
Фото автора.