«Высокогорский горняк» – настоящая медийная птица Феникс. Много раз газету закрывали, либо глубоко перепахивали реформами, но она стойко переносила революции и приходила к своему читателю обновленной.
Результатом одного из кадровых переворотов и стала наша редакция в 1997 году. Тогда на ВГОК в качестве советника генерального директора пришёл работать известный уральский журналист Борис Кортин. Решив, что учить легче, чем переучивать, он уволил всех сотрудников редакции, кроме редактора Владимира Рубцова и секретаря Людмилы Солодовой. Затем после творческих испытаний набрал новый состав. Так в числе сотрудников газеты оказалась я с дипломом горняка-обогатителя. Для выпускниц пединститута Елены Вороновой, Татьяны Козяр, Анжелы и Юлии Григорьевых, Татьяны Казаковой, Алены Турушевой и Елены Осиповой это тоже был первый опыт работы в СМИ.
Команду новичков поддержали сверху. Знаменитый посыл директора Сергея Устюжанина: «Если вам нечего рассказать в газете, значит, вы ничего не делаете на работе», раскрыл перед нами двери всех руководителей и главных специалистов. Однако многие сотрудничали с нами не по долгу службы, а по зову сердца. Десятки материалов вышли в «Высокогорском горняке» благодаря многолетнему творческому союзу журналистов с Николаем Петруниным, Владимиром Щетниковым, Николаем Рябовым, Раманом Гельбингом, Виктором Крупновым, Сергеем Приходько, Виктором Сайтбурхановым. Всегда близки были по духу редакции коллектив службы ОТК, экологи и профком комбината.
Позднее, проходя курсы повышения квалификации на журфаке УрФУ, мы узнали от профессоров, что корпоративная печать – это вовсе не журналистика, а сплошной пиар. К счастью, формируя курс газеты, мы об этом не догадывались и писали не только о достижениях предприятия, но и том, что в то время волновало каждого высокогорца. Вот заголовки конца 90-х: «Горнякам задерживают зарплату на 11 месяцев», «Шахтёру «Магнетитовой» не выдали долги по зарплате на операцию», «Железнодорожники начали итальянскую забастовку». Совет директоров, в состав которого входило все больше москвичей, при остром дефиците средств не раз сомневался в необходимости трат на газету. Но дирекция предприятия всегда была на стороне родного СМИ. «Чтобы отправить рабочего в шахту, мы должны выдать ему каску, самоспасатель и газету «Высокогорский горняк», – заявил как-то на совете директоров представитель ВГОКа Сергей Курапов.
Редакция в конце 90-х перебивалась без денег. На обед девочки приносили из дома нехитрые блюда, делили на всех. За общим столом вкус поднадоевшей картошки и рожек приправляли рассказами о курьезах в профессиональной практике. Их, как вы понимаете, у новичков было предостаточно. Как-то раз мы даже нечаянно «похоронили» здравствующего ветерана. Но добрый наш читатель прощал журналистам всё за уважительное отношение к нелёгкому горняцкому труду, за смелые попытки выйти за традиционные рамки многотиражки и рассказывать о событиях не только правдиво, но и увлекательно. Язык технарей мы упорно переводили на литературный. Людей поначалу удивляло, что о колебаниях содержания железа и влаги в концентрате можно писать чуть ли не стихами. И, оказывается, сравнение флотации со стиральной машиной вовсе не обидное, а бюджет комбината – захватывающее чтиво. Чтобы не быть посмешищем в глазах читателей, журналисты вникали в производство – спускались в забои, изучали фабричные схемы цепей аппаратов. Постепенно высокогорцы стали сообщать в редакцию, что газету начали читать не только работники комбината, но и члены их семей, друзья и знакомые.
На рубеже веков «ВГ» стал популярен как никогда. При работавших на предприятии пяти тысячах сотрудников, тираж газеты составлял 7,5 тысячи экземпляров. Подписка была платной. Во время ее проведения хвост очереди из желающих подписаться тянулся со второго этажа Дома техники до улицы.
Стопочка грамот и дипломов в кабинете редактора стремительно росла. Были победы не только в профессиональных конкурсах, но и в спорте, общественной жизни. Сотрудники редакции составляли основу управленческой сборной по легкой атлетике, а номера журналистов на конкурсах самодеятельности всегда оказывались «гвоздем программы». Редакция не просто писала о жизни на комбинате, она была в эпицентре всех событий. Активная позиция не позволяла нам забывать, что мы не сторонние наблюдатели, а часть ВГОКа, и заставляла совмещать творческую смелость с деликатностью подачи материалов.
Наша редакция была создана практически с нуля в 1997 году и прекратила свою работу в один день – 9 января 2007 года, когда по решению собственников предприятия выпуск газеты был приостановлен. Ее сотрудники пополнили редакции других изданий, продолжили работу в пресс-службах. Например, Елена Воронова является пресс-секретарём председателя Законодательного собрания Свердловской области, Татьяна Казакова возглавляет пресс-службу уральской площадки ЕВРАЗа, Алена Турушева – редактор газеты «Машиностроитель». В городской администрации, «Тагильском рабочем», возрожденном «Горняке» – повсюду наши люди на хорошем счету. Искренне рада, что профессиональная жизнь всех моих молодых коллег сложилась успешно. И немалую роль в их карьере сыграл сильный старт в горняцкой газете, незабываемая атмосфера доброжелательности и всесторонней поддержки. Лично я считаю эти годы лучшими в жизни.
Галина Соколова, обозреватель «Областной газеты»,
редактор «Высокогорского горняка» в 1998 – 2006 годах.
Comments by ВГ