Единственный рабочий турбокомпрессор компрессорной станции шахты «Магнетитовая» требует ремонта, выполнить который в отсутствие резерва не представляется возможным.

Строго говоря, резерв, конечно, есть – практически новый компрессор Centac, правда, его производительность в два с половиной раза ниже, чем у турбины. Необходимых объемов сжатого воздуха для обеспечения работоспособности шахты он не дает.

– А турбокомпрессор, точнее, его охладители, находится в предаварийном состоянии, требует замены с остановкой оборудования не менее чем на 10 рабочих смен, что при нашем непрерывном производстве невозможно, – комментирует главный инженер «Магнетитовой» Дмитрий Андреев. – Тем не менее, поддерживаем турбину в удовлетворительном рабочем состоянии: подшипники не перегреваются, охлаждение – в норме, температура воздуха пока не превышена.

Но если вы зайдете в компрессорную «Магнетитовой», что мы и делаем вместе с заместителем главного энергетика шахты Арменом Миракяном, взору вашему предстанут целых три турбины К-250.

– Из них в рабочем состоянии находится только турбокомпрессор № 7, – рассказывает Армен Мхитарович. – Турбокомпрессор № 8 разобран, причем уже давно. Перспектив у этой турбины нет, потому что ее восстановление требует больших финансовых затрат. А турбокомпрессор № 6 был остановлен в 2017 году на капитальный ремонт, и до сих пор его дожидается. Тогда же после капремонта запустили турбину № 7, которая так и работает и уже тоже нуждается в ремонте.

План у энергетиков «Магнетитовой» простой: откапиталить турбину № 6 и запустить ее в работу, одновременно остановить и вывести на ремонт турбокомпрессор № 7, и получить в итоге два рабочих турбокомпрессора – основной и резервный.

– Без привлечения специализированной подрядной организации ремонт турбокомпрессора № 6 нам не осилить, – продолжает Миракян. – Причем договор на выполнение ремонтных работ уже подписан, надо лишь внести предоплату. Капитальный ремонт займет около трех – четырех месяцев. При условии, что на турбокомпрессоре № 7 наблюдается ряд критичных неисправностей, которые в любой момент могут привести к его остановке, нам надо поторопиться. В декабре уже приходилось останавливать турбину для чистки охладителей, а ведь это аварийная для производства остановка. К тому же наша компрессорная снабжает сжатым воздухом не только шахту, но и ВОЦ. А турбокомпрессор, даже абсолютно исправный, необходимо время от времени останавливать, чтобы чистить фильтры, воздушные и масляные охладители, ревизировать подшипниковые узлы. Это возможно только при наличии резерва. Поэтому пока любая остановка турбокомпрессора является аварийной.

– А было время, когда одновременно работали все три турбины, – показывает направо машинист компрессорных установок Наталья Терновых, – и еще здесь, – кивает она налево, – в ряд пять компрессоров стояли. И все это оборудование находилось в работе! Представляете, какие объемы у шахты были! А сейчас хватает одной турбины.

Наталья Терновых выработала горячий стаж на своей любимой шахте «Эксплуатационная», где освоила все женские специальности, кроме контролера ОТК. А после закрытия «Эксплуатационной» пришла в компрессорную «Магнетитовой», и работает здесь уже 11 лет. На «Эксплуатационной» турбокомпрессоров не было, поэтому Наталье пришлось осваивать новое для нее оборудование. А сегодня она сама обучает стажеров. Ее ученица Галина Виниченко пришла на ВГОК из Ростелекома после сокращения кадров:

– Учиться мне предстоит пять месяцев, два из них уже миновали, и мне очень нравится на шахте. Совершенно новая для меня специфика, поэтому все вызывает интерес. Девочки объясняют все очень доступно. Сейчас вот прорабатываем действия во время внештатных аварийных ситуаций. Такие ситуации случаются на любом предприятии, а компрессорная шахты требует особого внимания.

– Я как раз вспоминала аварию, которая случилась лет семь назад во время моей смены, – продолжает Наталья Владимировна. – Перепад температуры привел к порыву трубы, из градирни всю воду сбросило, сработала защита, и турбокомпрессор встал. К подобным ситуациям надо быть всегда готовыми, потому что участок у нас специфический – расслабляться нельзя. И всегда надо действовать согласно инструкции, которую мы сейчас и изучаем.

Такими рассказами Наталья «запугивает» свою ученицу, но та – не из робкого десятка:

– Я очень довольна, что попала на эту работу, мне все здесь нравится.

Окончания Галининой стажировки будущие коллеги ждут с нетерпением – машинистов компрессорных установок не хватает. Коллектив участка маленький – десять человек, но, по словам Армена Миракяна, очень дружный, надежный и работоспособный. Осталось отремонтировать оборудование и работать в удовольствие.

Юлия Григорьева.
Фото автора.