Последним пунктом плана мероприятий по подготовке к зиме ЦПТО значатся работы на 630-м шламопроводе. Но последний – не значит второстепенный.
Напомню: хвосты УМО по штольне отправляются в камеру гашения гидроудара. Затем поток можно отправить либо по шламопроводу № 1020 на восток, либо на запад по шламопроводу № 630, состоящему из двух ниток. Зимой, как правило, поток отправляется в обе стороны – но это отдельный разговор.
630-й шламопровод – постоянная забота ЦПТО. Карьер, как-никак – живой организм, борта его подвижны. Поэтому цеху приходится следить за всеми бортами карьера, чтобы предотвратить аварийные ситуации. Скажем, в прошлом году северо-западный борт выдавил около 90 метров шламопровода. Пришлось освобождать трубы от просыпи, расчищать участок и заново врезать места, выдавленные бортом. Южный борт тоже горазд на форс-мажоры: в прошлом месяце пришлось уложить около 300 мешков с песком, чтобы предотвратить утечку грязной воды в шахту.
Кроме того, в районе штольни движение борта так и не прекращается: и пути у железнодорожников ломает, и даже деревья не растут прямо. А недавно северо-западный борт опять преподнес ЦПТО не самый приятный сюрприз: песчаный оползень выдавил немалый участок шламопровода. При этом пострадали обе нитки, и каждая – около 80 метров труб.
– Мы не раз проводили по этому вопросу совещания при главном инженере ВГОКа, – рассказывает начальник цеха Сергей Кулеш. – Проблема в том, что при чистке бермы от оползня страдают железнодорожные пути. Надо было найти компромиссное решение: чтобы и пути не страдали, и шламопровод стоял. Пока пришли к такому варианту: восстанавливаем удлиненную нитку шламопровода – она в данный момент для нас важнее всего. А потом принимаем решение об изменении точки сброса короткой нитки. Последнее решение было проработать место точки сброса до оползня: содержать одну нитку проще, чем две. Когда оползень толкает две нитки, они смыкаются между собой. Их становится невозможно раздвинуть и отремонтировать – мы в таких случаях просто наблюдаем за утечками. Текущий ремонт одной нитки много проще.
До последних дней на шламопроводе работала бригада ЦПТО и погрузчик, который чистил берму от оползня – а это примерно 70 процентов дела. Работа в общем-то особых сложностей не составляла, если бы не вмешалась погода. Проливные дожди последних дней размыли все, что можно было размыть.
– Чистка бермы замедлилась, – продолжает Сергей Кулеш. – Пришлось отсыпать участок скалой. Для этого дополнительно заказывали самосвалы и сыпали скальный грунт, чтоб можно было заехать на место монтажа. Кроме того, пришлось снять с Лебяжки наш колесный экскаватор, который работал на восстановлении хозпитьевого водовода.
Одну 11-метровую плеть 630-го положили около недели назад. По словам начальника ЦПТО, осталось положить еще семь. По графику окончание работ было назначено на 7 августа. Сейчас уже понятно, что в срок не уложиться.
– Пока не успеваем, в связи с погодными условиями, – констатирует мастер Антон Кусков. – Потеряли много времени – три дня. После дождей все раскисло – настоящее болото. Поэтому о сроках лучше промолчу. Все непредсказуемо. Даже не знаем, как дела пойдут: будет сухо или мокро, сколько придется скалы сыпать. Может быть, и дальше придется отсыпкой заниматься.
12 августа удлиненная нитка 630-го шламопровода была смонтирована и запущена в работу.
Александр Кузьменков.
Фото автора.
Comments by ВГ