Евгений Ложкин и Алексей Кропачев.Евгений Ложкин и Алексей Кропачев.Работники Лебяжинского участка ЦТА наладили вышедшую из строя систему дозировки конвейера № 102.

Начало у этой истории почти кинематографическое: поздним вечером 20 июля заместителя начальника цеха Евгения Ложкина срочно вызвали в ЛАЦ. Причиной экстренного вызова стал выход из строя системы дозировки 102-го конвейера.

– Когда я приехал, выявил неисправность в модуле согласования шины интерфейса И-41 и шины ISA-контроллера, – вспоминает Евгений Михайлович.

Без предыстории здесь не обойтись. Система, вышедшая из строя – одна из самых старых в АСУТП комбината. Последняя аппаратная модернизация контроллера состоялась в 1997 году. Тогда российский контроллер СМ1810 был заменен на IBM-совместимый контроллер PCA 6141M фирмы Intel на 486-м процессоре. Проще говоря, систему адаптировали к новейшему на тот момент контроллеру. На этом инновации закончились: устройство связи с объектом и модули ввода-вывода остались прежними, образца 1970-х – 1980-х. Как и тензометрические датчики, регуляторы, тахогенераторы, блоки умножения и размножения. На этом фоне перебои в работе более чем закономерны.

Чем авария была чревата для производства? Лебяжинцы, надо сказать, сумели быстро сориентироваться и перешли на ручное управление системой дозировки примерно за три часа. Но систему ручного управления, во-первых, давно не эксплуатировали. Само собой, она находилась не в полной боевой готовности. А во-вторых… Впрочем, лучше дать слово эксперту.

– Система ручного управления не настолько точна, – утверждает начальник ЦТА Сергей Прилепин. – Более того, в зависимости от режима работы агломашин часто приходится менять нагрузку. В автоматическом режиме смена нагрузки происходит легко и просто: компьютер сам пересчитывает нагрузку на каждый дозатор. А при ручном режиме не так-то просто попасть в СТО. В общем, это не самый лучший вариант.

Человеческий фактор в современном производстве чаще всего относят к числу отрицательных. Наглядный тому пример – работа 102-го конвейера в ручном режиме. Невозможность гибко и быстро перестроить работу, потери времени, медленная по сравнению с автоматикой реакция оператора на изменение заданий – это далеко не полный перечень проблем. Словом, систему дозировки следовало наладить как можно скорее. Но «наладить» в нашем случае – не совсем точная формулировка. «Создать заново», вот что будет вернее.

– Мы пришли к выводу, что восстанавливать модуль согласования не имеет смысла, потому что у нас нет ни элементной базы, ни специалистов-электронщиков, ни схем, – говорит Евгений Ложкин. – Было принято решение уйти от старых блоков СМ1810 и заменить их на современные, с цифровым интерфейсом.

Комплектующие закупали в компьютерной фирме «Виртуал». Тамошние специалисты, заглянув в спецификацию ЦТА, подобрали нужные модули. Оборудование обошлось предприятию в 200 тысяч рублей.

Однако покупка комплектующих – задача из числа второстепенных. А вот и главная: согласование системы МАИС, рассчитывающей дозировку, и системы OpenScada, управляющей процессом дозировки. Евгению Ложкину и ведущему специалисту Алексею Кропачеву потребовалось отладить коммуникационный протокол обмена и создать два виртуальных контроллера, чтобы МАИС и OpenScada беспрепятственно обменивались данными. Разработка схемы, ее монтаж и пусконаладочные работы заняли две недели. В результате возникла гибридная система дозировки – полуцифровая, полуаналоговая. Гибрид оказался вполне работоспособен. Что и подтвердила опытная эксплуатация, прошедшая 2 августа.

– Такое было невозможно ни пять, ни десять лет назад, – подводит итоги Сергей Прилепин. – ЦТА до этого уровня еще не поднимался: люди не дошли до нужной технической компетентности. Не скажу, что в АСУТП произошла революция, но неприятный для ВГОКа момент мы предотвратили. И сделали это в очень короткие сроки. Если бы обратились к подрядной организации, работа, по моей оценке, заняла бы месяца три и стоила не меньше миллиона.

Александр Кузьменков.

Фото автора.