Беспокойное хозяйствоКогда сепараторщик сухого помола из ВОЦа Ольга Декунова перебралась с мужем из благоустроенной квартиры в собственный дом на Черемшанке, она решила разводить птиц.

– Было это в 2009 году, я тогда ждала ребенка – самое время наблюдать за тем, как вылупляются цыплята. Мама привезла мне деревенских курочек, на ярмарке я прикупила кур немецкой породы, супер ник и брама, обзавелась инкубатором и начала его изучать. Инкубатор был рассчитан на 63 куриных яйца и 24 гусиных, поэтому завела еще и гусей. Поначалу мало что получалось – из первых 63 куриных яиц вылупились только три цыпленка.

Постепенно Ольга разобралась в устройстве инкубатора, научилась учитывать и контролировать все нюансы вывода цыплят.

– Яйца стоят в инкубаторе 21 день, на 19-й цыплята начинают проклевывать яичко, и тут важно, чтобы скорлупа не была чересчур жесткой, иначе цыпленок не сможет вылупиться. На 20-й день они начинают вылупляться, и завершается этот процесс на 21 день. Все эти три дня в инкубаторе стоит писк, и по звуку уже заранее можно определить, сколько будет цыплят. Те, что вылупились первыми – самые сильные. В первые недели я держу их дома, потому что требуется постоянная температура 33 градуса и круглосуточное освещение.

В итоге Ольга добилась почти стопроцентного вывода: 62 цыпленка из 63 яиц. Но вывести цыплят полдела, их надо еще вырастить, выкормить слабых витаминами.

– Куры – птицы безжалостные и глупые, поэтому слабых и сильных, маленьких и взрослых нельзя держать вместе, – уверена Ольга Декунова. – Когда малыши подрастают до двухмесячного возраста, можно начинать подсаживать их в основной курятник. Но делать это можно только ночью, чтобы куры не видели. Утром проснулись – одна стая, никто и не заметил появления новичка. А если подсадить молодого птенчика днем, остальные его заклюют. Я такие случаи наблюдала не раз. Причем при мне не трогают – все спокойно, прихожу через два часа – на нем живого места нет, еле дышит. Как после такого можно хорошо к курам относиться?

Выращивать гусей Ольге не понравилось по другим причинам:

– Птица вроде большая, но какая-то пустая – мяса в ней мало, перо одно. К тому же достаточно проблемная. Держать гусей – все равно, что держать собаку: кошка пробежит, птичка пролетит – крик гусиный на весь огород поднимается. Дети, мама боялись из дома выйти – меня гуси побаивались и не трогали, а на них нападали. По той же причине пришлось трех шикарных петухов убрать. Гусей я тоже разводила с помощью инкубатора, но процент их вывода значительно ниже, и в итоге сказала: «Нет, не моя птица».

Зато об индоутках Декунова вспоминает с большим удовольствием:

– Они такие лапочки, умницы, дружные, спокойные! Выпущу их в огород, они мне все грядки пройдут-прополют. Культурные растения не трогают, а всю траву, мокрицу, что под ними, выщипывают. Настоящие помощники. Выращивают их не дольше трех месяцев, птица – примерно три килограмма веса. А какое нежное мясо! Из духовки достаешь, от кости само отваливается.

Все это птичье хозяйство пришлось свернуть, когда Декуновы приступили к строительству дома. Сейчас у Ольги всего десяток кур и один петушок, но в ближайшем будущем она вновь собирается развести птиц:

– Гусей заводить не буду, а вот кур и индоуток на следующий год возьму. А через неделю мне обещали дать индюшиные яйца для вывода в инкубаторе. Индюков я еще не разводила, но как увидела их – влюбилась. Какие красавцы!

Птичьим царством домашние питомцы Декуновых не ограничиваются. Есть у них и собака, и кот, которого Ольга выходила после огнестрельного ранения, но подробнее хочется рассказать о козах.

– Когда родилась вторая дочь, грудью я ее кормила только восемь месяцев, потом молоко закончилось, и мы перешли на смеси. Но на них появилась аллергия, без последствий мы ели только смесь на основе козьего молока, которая стоила 2 000 рублей за баночку. Стали искать с мужем выход и нашли неподалеку женщину, которая держала четырех козочек. Покупали у нее молоко до тех пор, пока она не собралась уезжать в Башкирию. Предложила купить у нее козу и даже научила доить – я неделю «на стажировку» ходила. В итоге отправила мужа с деньгами за беленькой Малышкой, а он вернулся со всеми четырьмя. Дешево, говорит, отдавали. Решил, что надо брать. А то, что их всех доить надо, он не учел. Первый раз я доила четырех коз два часа, а потом научилась – 20 минут на дойку уходило.

Несмотря на бытующее мнение об упрямстве коз, Ольга Декунова утверждает, что ее козочки все были добрые, спокойные, послушные.

– Я так их любила! Характеры у всех разные. Взрослые козы были очень дружелюбными, шли к любому человеку, а моя любимица Малышка умела и покапризничать. Держать их было выгодно – пять семей постоянно покупали молоко для детей, поэтому козы себя окупали. Год я их держала, а потом пришло время выходить на работу, а значит, и с козами надо было распрощаться. Мы с мужем сразу решили, что колоть их не будем – слишком полюбили. Дали объявление и распродали. Проходит месяц, и новые хозяева привозят Малышку обратно – кожа да кости. Выскочила из машины, прыгает вокруг меня как собака, мордочкой тычется, обнимает. Ничего не ест, говорят хозяева, заберите обратно. Я вернула им деньги и начала выхаживать этот скелетик. Откормила, купила поводок, чтобы ходить с ней гулять на поляны. А живем мы в центре Черемшанки, то есть одну ее на лужке не оставишь. Пастись козе надо подолгу, а у меня времени нет – работа, дети. Опять дала объявление и продала ее во второй раз. Покупателям сразу объяснила ситуацию. Они меня успокаивают: «Мы на Старателе живем, у нас дом на краю поселка – кругом луга, мы вашу козочку будем холить и лелеять». В итоге возвращают Малышку через три дня: не ест, не пьет. Коза опять скачет, радуется мне, руки лижет…Мы с мужем поняли, что продавать ее бесполезно, решили убирать. Мясо все родственникам отдали. А у меня до сих пор камень на сердце. Жила бы я на краю поселка, всех коз бы себе оставила и занималась ими с огромным удовольствием.

Юлия Григорьева.
Фото из архива
Ольги Декуновой.