На «Естюнинской» завершена годичная работа по ремонту автоматической шахтной сигнализации.
«Естюнинская» была оборудована системой стволовой сигнализации еще в середине 1970-х, при строительстве шахты. Схема, если упростить ее до предела, выглядит примерно так: на каждом из пяти горизонтов установлен шкаф с электронной начинкой. Есть такие и на приемной площадке, и в машинном отделении. С их помощью стволовые на горизонтах могут вести переговоры и подавать сигналы на движение клети.
– Это сделано потому, что, когда происходит вагонообмен, в клети может находиться только вагонетка, – объясняет начальник ЦТА Сергей Прилепин. – Но управлять движением надо: в самой клети находится система «Радуга», а АШС расположен в руддворе.
Система АШС-1, ровесница «Естюнинской», была разработана в 70-е. Разумеется, к началу XXI века она пришла в негодность: испортились кабели, не стало блоков для замены. Для шахты это стало проблемой. До недавних пор ее решали подручными средствами: скажем, разговаривали со стволовыми по телефону. То есть, в сущности, работали вслепую.
Поэтому «Ростехнадзор» при очередной проверке выдал предписание: привести систему АШС в порядок. Это принесло естюнинцам новые заботы.
– Чинить старую систему никто не брался, – говорит Сергей Семенович. – А новый ее аналог стоит 16 миллионов рублей. Поначалу речь шла вообще о 27 миллионах. Главный инженер Николай Иванович Рябов задал мне вопрос: а можем ли мы заняться ремонтом АШС сами? Я подумал и решил: сможем.
Задача была возложена на начальника ЦТА. Сергей Прилепин оставил свою должность и перешел на «Естюнинскую» – заместителем главного энергетика. Работа заняла год и два месяца.
– За этот срок был изготовлен ремкомплект, в содружестве с работниками подъема шахты были проложены новые кабельные трассы, – продолжает Сергей Семенович. – Семь шкафов отремонтированы и установлены на горизонтах.
Самое время вернуться к вопросу о цене. Затраты на ремонт системы АШС составили 150 тысяч рублей вместо 16 миллионов – налицо стократная экономия. Этот вопрос решили просто: вместо дорогих готовых блоков приобретали комплектующие, а сборкой занимались сами. Недавно обновленная АШС была сдана в эксплуатацию.
– Систему сначала опробовали на поверхности, затем опустили в шахту и смонтировали, – говорит начальник ЦТА. – Большую помощь в этом оказали электромеханик службы подъема Евгений Матусевич и электрослесари Руслан Байсултанов и Алексей Артемочкин. На этапе наладки стволовые начали пользоваться системой, и я своими глазами увидел, что это нужная работа. Считаю ее успешной.
Естюнинцы это мнение разделяют.
– Очень нужное дело, – утверждает главный энергетик шахты Михаил Быстров. – От состояния АШС зависит работа клетьевой подъемной машины, то есть бесперебойные перевозки людей и техники по стволу. Думаю, что Сергей Прилепин со своей задачей справился. Обнаружились, правда, кое-какие проблемы, но мы их ожидали – любая система требует отладки в процессе эксплуатации. А по большому счету работа сделана на «отлично».
Александр Кузьменков.
Фото из архива Сергея Прилепина.
Comments by ВГ