Уже третий месяц Лебяжинский аглоцех лихорадит из-за одной и той же проблемы – дефицита роторов.
И вот в конце апреля чаяния агломератчиков осуществились – с завода-изготовителя пришел совершенно новый, заказанный еще в 2018 году, ротор.
– 1 мая мы установили его на агломашину № 1, за нее теперь можно временно не переживать, – комментирует механик ЛАЦа Владислав Серов.
Казалось бы, работать да радоваться, но тут другая напасть – 11 мая на агломашине № 4 обвалилась футеровка горна. Как коротко выражаются специалисты ремслужбы, горн «упал».
– Теперь четвертая агломашина стоит и без горна, и без ротора, который в очередной раз увезли для ремонта в «Композит», – продолжает Серов. – Но все агрегаты мы собираемся отремонтировать в течение двух дней, и в пятницу 17 мая запустить машину в работу.
Вернемся к проблеме горна и причинам обрушения футеровки. Тут стоит отметить, что на двух других агломашинах уже установлены горны производства Верхней Пышмы. Они имеют более современную конструкцию, благодаря которой огнеупорная футеровка собирается по принципу шип-паз, без каких-либо крепежных элементов. Это можно сравнить с пазлами. Обвалившийся же горн челябинского производства имеет старый традиционный принцип крепления блоками и эксплуатируется не более полутора лет. Это с запасом. Гарантийный же срок эксплуатации составляет один год, который горн четвертой агломашины и отработал.
– Тем не менее, период работы горна мог бы быть и более длительным, – отмечает главный инженер ЛАЦа Сергей Захаркин. – И мы делаем все возможное, чтобы вновь установленный горн прослужил как можно дольше. В частности, к шеф-монтажу при установке нового горна мы привлекли специалистов завода-изготовителя и производим монтаж под их контролем.
Вновь установленный горн также является «пазловым».
– Сборка его производится строго по схеме: пять видов камней разной формы, которые встают только на строго определенные места, – рассказывает исполняющий обязанности начальника участка агломерации Дмитрий Шатохин.
– В итоге горн можно собрать либо правильно, либо он вообще не соберется, – подтверждает бригадир отделения шихтовки Денис Дедюхин.
Денис – главный специалист по горнам. Он оформляет заявку на горн, проверяет все комплектующие и руководит их монтажом. А ведь всего пять лет назад он не имел никакого отношения к ВГОКу, работал в торговле.
– На аглофабрике чувствую себя замечательно, все устраивает, работа нравится. А горны я изучил благодаря Александру Васильевичу Кропаневу. Он сейчас, кстати, работает инструктором производственного обучения в ЛАЦе. Если сравнивать горны, то мне больше нравится пышминский вариант: камни более легкие, сборка достаточно простая, сам горн – надежный и способен выдерживать перепады температур.
Именно частые теплосмены, считает старший мастер отделения спекания Сергей Сыромятников, являются одной из причин разрушения огнеупорных материалов, в том числе на четвертой агломашине:
– Когда фабрика работает с постоянными перерывами – машины то запускаются, то останавливаются – камни в горнах челябинского производства начинают постепенно разрушаться. Мы же с ноября 2018 года работаем с постоянными остановками, поэтому данные горны для нашей фабрики совсем не подходят. Камни пышминских горнов тоже реагируют на перепады температуры: сжимаются, расширяются, но за счет своей пазловой конструкции держатся друг за друга.
Другая причина недолгой эксплуатации горна, по мнению технологов, – отсутствие приборов контроля расхода воздуха и газа. Зажигание агломератчики настраивают на глаз, и остается надеяться, что этот глаз – алмаз.
– Но после ремонта на горне установят термопару, и мы хотя бы будем видеть температуру, а значит, разогрев горна пойдет по графику. Но на третьей агломашине – подобная ситуация с горном: провисание камней становится критическим, и о резерве пора позаботиться.
До 17 мая бригада технологов, в которую вошли те специалисты, которые уже имели дело со сборкой и установкой комплектующих горна, завершили его монтаж. Торопились, чтобы, как только прибудет наплавленный ротор, запустить агломашину № 4 в работу. Но торопились, оказалось, зря: пока шел ремонт, вышел из строя ротор агломашины № 3. На нее установили наплавленный ротор, а четвертую машину запустить 17 мая не удалось.
– Сначала ротор наплавят в «Композите», потом отвезут для балансировки в Уфалей, так что запустить машину сможем не раньше 28-29 мая, – сокрушается заместитель начальника ЛАЦа по техническому обслуживанию и ремонтам Айк Арутюнян. – Пока работаем на двух машинах, завершить месяц надеемся на трех.
– Такая ситуация с роторами будет повторяться, думаю, все лето, – прогнозирует начальник ЛАЦа Юрий Шешуков. – Для стабильной работы трех агломашин нам необходимы четыре ротора: три в работе, один – в ремонте. При этом следует помнить, что наши роторы могут пройти четыре ремонтных цикла, после чего их пора отправлять в металлолом. В настоящее время состояние роторов таково: один из них прошел четыре ремонта, другой находится на ремонте второй раз, и третий – новый. Еще один новый ротор мы ожидаем в июне и планируем заказать изготовление третьего ротора. Он в случае своевременной оплаты прибудет только в октябре. Поэтому до октября о стабильной работе говорить не приходится.
Юлия Григорьева.
Фото автора.
Comments by ВГ