Радостная, горькая и долгожданная9 мая колонна Высокогорского ГОКа приняла участие в праздничной демонстрации, посвященной 74-й годовщине победы в Великой Отечественной войне.

До начала парада еще целый час, а молодежная организация предприятия уже на месте сбора – готовит атрибутику: шары и флаги.

– Колонну ВГОКа будут украшать шары цветов российского флага, – комментирует начальник отдела кадров Сергей Осламенко. – Из другой атрибутики – георгиевские ленточки и флаги расцвечивания, которые не несут никакой смысловой нагрузки, но создают праздничное настроение: колонна смотрится ярко и красиво. Возглавят ее знамена предприятия и наша корпоративная растяжка с изображением логотипов ВГОКа и НПРО «Урал». Нести знамена доверено представителям шахты «Магнетитовая» как лучшему подразделению среди цехов первой группы по итогам первого квартала. Растяжку понесут работники автоцеха. Среди цехов второй группы именно это подразделение стало победителем смотра-конкурса. Традиционно мы ожидаем на демонстрацию около 600 высокогорцев.

Итак, колонна построена и, как всегда, очень медленно начинает движение в сторону Театральной площади. Из боковых улиц на проспект Ленина вливаются все новые ряды демонстрантов. Колонна ВГОКа, наверное, на треть состоит из детей. Самой маленькой из них – всего два месяца. Внучка Натальи Титовой Василиса безмятежно спит в коляске под звуки музыки и всеобщего веселья. Но, кроме детей, их родителей, бабушек и дедушек, в колонне незримо присутствуют и другие – те, кого принято вспоминать в День Победы.

– Мой дед Александр Суходолов был моряком, пропал без вести в 1942 году, но фотографии его сохранились, – рассказывает директор ПЖТ Иван Суходолов.

– Семья моего деда Степана Юзыча жила во время войны во Львове, и в 1941 году его забрали в концлагерь. С тех пор он считался без вести пропавшим, – сообщает механик из ЦСиП Нижнего Тагила Дмитрий Капелянович. – Но благодаря появлению интернета 10 лет назад я смог найти немецкие документы с информацией о моем деде: отпечаток его пальца, рост, фамилию, фотографию, дату смерти.

– Хоть никогда не видел своего прадеда Семена Лазарева, всегда вспоминаю его в этот день, – говорит Константин Иванченко с шахты «Магнетитовая». – Служил он в пехоте, дошел до Сталинграда, там был контужен и отправлен в тыл.

Еще один представитель «Магнетитовой» Илья Лямов замечает, что среди его родственников – два воевавших деда:

– Оба служили в пехоте, оба были ранены, оба вернулись домой, но вспоминать о войне не любили. И уж тем более не считали себя героями. Боюсь, что наше поколение, случись что, не сможет быть достойными своих дедов – другие мы.

– Михалыч, не дай бог, гром грянет – сможем, – не соглашается коллега Лямова Дмитрий Казак. – Конечно, в нас уже нет того единства, как в прежних поколениях, но в случае необходимости мы, я думаю, способны объединиться и воевать за свою землю, за свою Родину. По крайней мере, я это буду делать. А я такой не один. Вот посмотрите, – показывает Дмитрий экран телефона: «По старой традиции буду праздновать сегодня вместе с вами самый великий праздник Победы». Это пишет немец, с которым мы познакомились на отдыхе и много лет переписываемся. Он по- настоящему чтит этот праздник. А чтобы быть достойными дедов и прадедов, надо помнить о них.

Айк Арутюнян из ЛАЦа помнит, но не деда, а отца:

– Знаю я о нем немного: в 1943 моего отца Амаяка Арутюняна призвали в ряды Вооруженных Сил – в пехоту. В Чехословакии он получил ранение, комиссовали его в 1944-м. Вернулся домой, получил два высших образования, преподавал в школе. А брат отца пропал без вести. О нем ничего не известно. Я считаю, что День Победы – праздник, который не имеет никаких национальных или религиозных границ, потому что победа – для всех одна. Мы ждем этот день и радуемся ему, как, наверное, радовались ему наши деды и родители. И каждый год осознаем, какая это была горькая победа.

Юлия Григорьева.
Фото автора.