Четыре года назад ВГОК связывал немалые надежды с доработкой Естюнинского карьера. Насколько они оправдались?
Для справки: детальную разведку месторождения провели с 1939 по 1952 год. Выяснилось, что там залегают магнетитовые руды: как сплошные, так и вкрапленые, с высоким содержанием железа – более 60 процентов. Рудные тела были представлены линзами. Мощность самого большого из них – рудного тела № 1 – достигала 75 метров. Горные работы стартовали в 1956-м. Карьер был самостоятельным цехом и в лучшие свои времена добывал по миллиону тонн руды в год. В 1983-м его законсервировали, потому что в связи с развитием «Естюнинской», введенной в эксплуатацию семью годами ранее, отработка открытым способом стала невозможна. Однако в юго-западной части карьера на горизонтах плюс 295 – плюс 155 метра остались небольшие участки рудных тел.
По словам начальника участка открытых горных работ ВОЦа Дмитрия Бережных, ВГОК планировал начать доработку карьера еще в 2005-м. Но при тогдашнем техническом оснащении комбината это было невозможно: экскаваторы ЭКГ попросту не осилили бы тамошние крутые подъемы. Доработка стала возможна лишь 10 лет спустя, при появлении более мобильной техники.
Согласно проекту, доработка карьера должна была продлиться четыре года – с 2016-го по 2019-й. В общей сложности планировалось взять там 475 тысяч тонн руды с содержанием железа 24 процента. А что в реальности?
К началу 2017-го карьер давал руду не слишком богатую по меркам открытых горных работ: от 20 до 22,5 процента железа. И при этом сложную для переработки – обогатители брали ее без особой охоты. Однако к концу года в ВОЦе заработала трехстадиалка, что позволяет обогащать и подобное сырье. Тут бы руда Естюнинского карьера и оказалась кстати. Но…
Заглянем в прошлогодние производственные сводки. Август: в карьере добыта 8 441 тонна при плане 5 000. Хуже обстояли дела с качеством: 14,97 процента при плане 23,00. Сентябрь: добыто 18 492 тонны руды. Задание перевыполнено на 8 492 тонны. Качество составило 17,92 процента – минус 4,08 процента к плану. В октябре 2018-го в Естюнинском карьере шли лишь вскрышные работы. Ноябрь: добыто 7 186 тонн при плане 12 000. Правда, качество оказалось выше планового: 17,90 процента против 17,00. Декабрь: добыча вновь затихла и не возобновляется по сей день.
На таком фоне неизбежны два вопроса. Первый: нынешние показатели карьера – это его предел? Второй: каковы перспективы доработки?
– С таким финансированием, как сейчас, нормальная работа карьера невозможна, – считает начальник горного отдела Алексей Литвинов. – Взрывы проводим только раз в квартал. А руда в карьере есть, просто мы еще не добрались до проектных отметок. Мы до сих пор занимаемся лишь подготовительными работами – двигаемся потихоньку. Чтобы выйти на рудный массив, надо, грубо говоря, снять еще полтора горизонта.
– Карьер рано списывать, – уверен главный горняк Алексей Медведев. – Просто подрядная организация – ООО «Интеграл» – не справляется с договорными обязательствами из-за своих экономических сложностей. Проблемы чужие, но в итоге страдает ВГОК: подрядчик не дает ни вскрышу, ни добычу. Сейчас мы лишь приводим действующий контур карьера к проектному. Там, где мы сейчас работаем, есть небольшие жилки руды. Иногда, между прочим, с высоким качеством – до 30 процентов. А до основной руды, на которую рассчитан проект, мы пока не добрались.
Александр Кузьменков.
Фото из архива редакции.
Comments by ВГ