Машинист крана отделения шихтовки агломерационного участка Людмила Ослоповская – одна из представительниц ЛАЦа, награжденных в этом году ко Дню высокогорца. Повод для награды достаточно веский: 23 года безупречной работы.
– Мы с подругой Анной Мироновой (она тоже крановщица) пришли на Лебяжку сразу после училища, – рассказывает Людмила. – Профессия машиниста крана считалась в те годы престижной. Поэтому я пошла в училище № 104, после окончания которого сразу предоставляли работу на НТМК. Но к тому времени, когда окончила училище, никакого распределения уже не осталось. Кто-то подсказал нам с Анной, что на Лебяжке есть два места. Так с тех пор здесь и работаем. Фабрика уже давно стала вторым домом, бригада – семьей. Все здесь – родное.
А ведь жизнь Людмилы Александровны могла сложиться иначе: в школьные годы и в юности она серьезно занималась спортом – легкой атлетикой и волейболом.
– Тренер хотел, чтобы я попала в команду спортклуба «Уралочка», пытался меня туда пристроить. Но не получилось – конкуренция была очень высокая. Если бы вошла в состав команды, думаю, моя судьба сложилась бы по-другому. Но я ни о чем не жалею, я люблю свою работу.
Работает Людмила Ослоповская на мостовых и грейферных кранах, о работе рассказывает увлеченно:
– На мостовом кране грузы к крюку крепят люди, о которых всегда надо помнить и быть предельно внимательной. При работе на грейферных кранах, которые стоят у нас в основном на складах, люди внизу отсутствуют – работаем с сырьем, которое грузим в бункеры.
Припоминаю, как, нахваливая своих крановщиков-стажистов, начальник отделения шихтовки Дмитрий Шатохин убежденно говорил: «У нас есть такие профессионалы, которые могут грейфером коробок спичек закрыть». Я тогда не очень поняла, что имел в виду Дмитрий.
– Скорее всего – приподнять коробок спичек: закрыть его огромным ковшом грейфера и переставить на другое место, – поясняет Людмила. – Это вполне реально сделать, если все механизмы крана находятся в исправном состоянии и отрегулированы.
Самочувствие крановщика – тоже важно. У каждой рабочей специальности есть свои профессиональные заболевания. Бич машинистов крана – остеохондрозы двух видов: шейные и поясничные.
– Дело не только в том, что у нас сидячая работа. Главный минус – сидеть приходится согнувшись, чтобы видеть, что происходит внизу.
А бывает, что в небольшой кабине крана сидеть согнувшись надо вдвоем: Ослоповская и ее ученик или ученица.
– Стараюсь делиться азами профессии так, чтобы до ребят «доходило», а для этого надо учитывать особенности характера и темперамента, – смеется наставница. – Раньше, пока не стали направлять учеников, я даже не замечала, насколько люди разные: одна – медлительная, еле шевелится, другой – как ртуть, усидеть на месте не может. Под каждого надо подстроиться. А вообще-то молодежь часто разочаровывает. Они не хотят работать, нет в них ни выносливости, ни закалки, как в наших опытных кадрах.
Выносливые, опытные кадры – это, прежде всего, любимая третья бригада, в которой работает Ослоповская.
– Бригада и в самом деле очень дружная, – нахваливает коллег Людмила. – Мы часто выезжаем вместе в лес, в сауну… Люди в бригаде – в основном, стажисты, часть коллектива постепенно выходит на пенсию. Нынче будем провожать на заслуженный отдых одну из наших родных – машиниста конвейера Валентину Ромахину. Я, наверно, не ошибусь, если назову нашу бригаду самой стабильной на Лебяжке – «бегунков» у нас практически нет.
На прощанье Людмила читает мне незатейливое четверостишие собственного сочинения:
Мы готовы делать план,
Мы готовы трудиться.
А чтоб на фабрике остаться,
В работу свою надо влюбиться.
Эти строки не претендуют на то, чтобы войти в сборник уральских поэтов, зато очень точно отражают характер автора – ее надежность и упорство, верность Лебяжке и любимой профессии. Собственно, то же подтвердили и многие коллеги:
– Про Ослоповскую будете писать? Это правильно. Людмила от работы никогда не отлынивает.
Юлия Григорьева.
Фото автора.
Comments by ВГ