В этом месяце кран-манипулятор, приобретенный ВГОКом около года назад и стоящий на балансе цеха сетей и подстанций Нижнего Тагила, получил официальное разрешение Ростехнадзора на эксплуатацию.
Напомним, что техника эта имеет многофункциональное назначение – совмещает в себе кран, бортовую машину, вышку и ямобур. Востребованность такой машины цехами предприятия не оставляет сомнений. Интересна и ее история.
– Еще в 2010 году, ЦСиП тогда входило в состав предприятия ООО «НТМК-Энерго», мы купили эту машину на выставке «Оборона и защита» на Старателе, – рассказывает механик участка автотракторной техники ЦСиП Дмитрий Капелянович. – Кран-манипулятор был изготовлен в Алапаевске на основе автомобиля «Урал» производства Миасса, однако гидрооборудование на нем установлено итальянское, канат – производства Германии. Это был третий кран-манипулятор, изготовленный алапаевской фирмой АЗМ «Дорстроймаш», то есть техника, по сути, экспериментальная. Фирма-изготовитель постоянно курировала эксплуатацию данной единицы. Мы созванивались, если возникали какие-то недочеты в работе, алапаевцы приезжали и устраняли их, совершенствовали машину. В итоге, с момента покупки кран-манипулятор значительно изменился.
Вслед за переходом ЦСиП в состав ВГОКа наше предприятие выкупило и эту машину. Работники участка автотракторной техники отремонтировали ее собственными силами. Последние полгода продолжалась регистрация опасного производственного объекта в органах Ростехнадзора. Машина прошла техническое обслуживание, экспертизу промышленной безопасности, проверку приборов. И вот, наконец, в этой сложной, изнурительной и незаметной для глаз работе поставлена жирная точка – получено разрешение Ростехнадзора на эксплуатацию данного объекта, манипулятор полностью готов к трудовым подвигам.
Во дворе гаража участка автотракторной техники мне демонстрируют работу ямобура. На вынесенном сбоку от кабины пульте машинист крана-манипулятора Алексей Федорахин нажимает кнопку, и бур врезается в землю.
– Ничего сложного, – показывает свою машину Алексей. – Здесь есть кабина водителя, пульт управления, выдвижная телескопическая стрела высотой девять метров, бур, вышка, кран и кузов, который выдерживает груз весом до четырех тонн.
Очень важно и то, что оборудование манипулятора установлено на платформе вездехода, потому что работать электрикам, по словам Алексея Федорахина, приходится в самых труднодоступных местах: лес, болото и полное бездорожье.
Кроме манипулятора, в гараже присутствует и другая техника. Например, автогидроподъемник, который установлен на базе ЗИЛа 1994 года.
– Высота вылета его стрелы составляет 18 метров – в два раза выше, чем высота вылета стрелы на кране-манипуляторе, – продолжает Дмитрий Капелянович. – Поэтому когда снимали весной из-под крыши Дома техники расшатавшиеся кирпичи, использовали именно ЗИЛ.
Прочая техника не менее необходима в работе: автокран, два УАЗика, автобус для развоза бригад в черте города, две машины ГАЗ-6611, чья главная качественная характеристика описывается одним словом – вездеход.
– По асфальту мы редко ездим: до Кушвы и обратно, – сообщает Капелянович. – В основном же приходится выезжать в труднопроходимые места, и без вездеходов наша работа была бы просто невозможна. Как, впрочем, без вышек и автокранов: работают электрики чаще всего на высоте. А задача нашего участка – обеспечить их доставку в любое место, где проходит линия электропередачи.
Этой задачей и объясняется наличие в ЦСиП собственного гаража.
– Специфика работы цеха такова, что необходимая техника всегда должна быть под рукой, – уверен Дмитрий. – При любой аварийной ситуации мы должны реагировать мгновенно, без задержек. В то же время цех всегда предоставляет свою технику для нужд других подразделений. Этой весной с помощью гидроподъемника ремонтировали крышу на центральном материальном складе. Зимой используем его, чтобы очистить здания от сосулек. Автокраном грузим металлолом. Да мало ли на ВГОКе работы, когда без специальной техники не обойтись.
Свои машины водители поддерживают в рабочем состоянии, стараются оперативно устранять любые неполадки. А вот с кадрами проблема: недоштат плюс сезон отпусков. В итоге восемь единиц техники обслуживают сегодня три человека.
– Один водитель уехал на автокране металлолом грузить. Второй только что приехал на манипуляторе с задания, сейчас пересядет на УАЗик и повезет приборы на поверку. Третий человек уже отработал на автобусе, сейчас отправится на УАЗике в лабораторию, заберет бригаду и доставит ее на аглофабрику.
Конечно, при таком раскладе без водителей-универсалов не обойтись.
– У водителя Валентина Минеева, например, есть права на все категории автотранспорта, – подтверждает механик участка. – А Сергей Приходько у нас – специалист по крановой технике. Причем, для машиниста крана-манипулятора необходимо одно удостоверение, для машиниста автокрана – другое, а чтобы работать на гидроавтоподъемнике – третье. Все эти права у Сергея есть.
Штат, конечно, невелик, и взаимозаменяемость при таком обилии разноплановой техники возможна не всегда. Спасает то, что, по словам Дмитрия Капеляновича, на больничный в гараже никто не ходит:
– За 10 лет, что я здесь работаю, могу по пальцам пересчитать редчайшие случаи ухода на больничный. Ребята у нас крепкие и сознательные. А еще, коллектив очень сплоченный. По одному никто у машины во время ремонта не стоит – всегда помогаем друг другу.
Юлия Григорьева.
Фото автора.
Comments by ВГ