План и форс-мажорыКак обычно, план ЦПТО по подготовке к работе в зимних условиях состоит из полутора десятков стандартных пунктов: обеспечение снегоуборочным инвентарем, утепление ворот в гаражных боксах, ревизия и ремонт труб на теплотрассах – и далее по списку.

Тем не менее, этим дело не исчерпывается. В цехе переработки техногенных образований практически любая летняя работа так или иначе касается подготовки к холодам. Обычно в теплое время года ЦПТО старается максимально обезопасить все свои «горячие» точки. Одна из таких –Главный карьер. Там следует предотвратить утечку грязной воды в выработки «Магнетитовой». Плюс к тому – избежать аварий на шламопроводе. А они более чем возможны: юго-западный борт карьера подвижен.

– Этим бортом постоянно ломает две нитки 630-го шламопровода, – рассказывает начальник цеха Сергей Кулеш. – От этого нам никуда не уйти, потому что борт на пять лет укрепить невозможно. То же самое произошло и в этом году. Мы в очередной раз вычистили участок, где проходит шламопровод и заново врезали те места, которые выдавило бортом – около 90 метров. Больше времени ушло даже не на ремонт шламопровода, а на освобождение его от просыпи. Раньше приходилось делать это экскаватором. Спасибо производственному отделу – сейчас нам выделили погрузчик. С ним чистка идет в разы быстрее: ковш-то у него – два куба. В общем, сработали оперативно: недели две чистили, а потом неделю монтировали. Работа вроде бы аварийная, но на самом деле плановая – мы знаем, что это в любом случае произойдет…

Однако специалистам ЦПТО то и дело приходится сталкиваться с незапланированными аварийными ситуациями. Их ликвидация – один из этапов подготовки к холодам.

Например, возле базы геологов проржавели и дали течь подземные коммуникации. Место утечки не могли найти довольно долго. А когда нашли – столкнулись с очередной проблемой: аварийный участок находился под железнодорожными путями. В результате пришлось поменять ни много ни мало 40 метров труб.

И еще одна крупная авария: недели две назад на Лебяжинской площадке в районе 21-го пути из-под земли появилась вода. В результате железнодорожное полотно оказалось под угрозой затопления. Предварительный диагноз гласил: подпор в одном из семи колодцев промканализации. Вопрос в том, где именно. Выяснить это оказалось непросто: крышки колодцев были погребены под метровым слоем промышленных отходов. Выручила схема, которую давным-давно составил бывший мастер цеха Александр Емельянов. Пользуясь ею, удалось откопать все семь колодцев, отыскать и ликвидировать причину аварии. На эту работу ушло семь смен.

А вот последний форс-мажор: утечка на хозпитьевом водоводе ЦППиОСХ. С ней еще предстоит разбираться. И опять-таки в срочном порядке.

Форс-мажоры отменить невозможно. Однако и о плановых мероприятиях в ЦПТО не забывают. Один из самых важных участков этой работы – ревизия и ремонт запорной арматуры и труб на теплотрассах. В общей сложности под контролем цеха находится около 20 километров теплотрассы. Самый короткий, двухкилометровый участок пролегает на промплощадке «Естюнинской». На долю Лебяжинского аглоцеха приходится около семи километров. На долю Высокогорского обогатительного цеха – более десяти. В прошлом году два слесаря, Максим Докучаев и Андрей Кадников, сделали большое дело: не только провели ревизию теплосетей, но и вычертили их схему – она не обновлялась с 2007 года. По этой самой причине работа в этом году немного упростилась.

– Пока закончить ревизию нам не удалось, – говорит Сергей Кулеш. – Мы привязаны к транспорту и поэтому работаем в рваном режиме. Скажем, сделали часть работ на промплощадке ВОЦа. Потом пришлось заниматься лебяжинскими колодцами – значит, и слесарь едет на Лебяжку с ревизией. К началу отопительного сезона справимся, деваться нам некуда.

– К 8 сентября мы закончили ревизию на двух площадках – ЛАЦе и «Естюнинской», – уточняет начальник участка по технологии и ремонтам Илья Щербаков. – Осталась одна Высокогорская.

Подготовка к холодам в ЦПТО в этом году усложнилась: возник дефицит кадров. Кто-то переезжает в другой город, кто-то нашел место с более высокой зарплатой – а в итоге цеху не хватает газоэлектросварщика и четырех слесарей. Слесарей в цехе, кстати, всего 14 – прикиньте процент и делайте выводы. Впрочем, Кулеш убежден – нет худа без добра:

– Плюс здесь есть: ужесточился ритм работы. Когда придут новички и станут работать в том же ритме, это пойдет нам на пользу.

Что важно при работе в непредсказуемых условиях? Правильно расставить приоритеты. Например, ревизию калориферов на насосных станциях или утепление ворот гаражных боксов можно отложить и до холодов.

– Процентов 60-70 плановых мероприятий мы должны закончить к 15 октября. А на сентябрь назначены самые неотложные, – обобщает Сергей Владиленович.

Александр Кузьменков.

Фото автора.