На всю оставшуюся жизнь…На днях диспетчер ПЖТ Татьяна Лимонова отметила юбилей – 40-летие работы на комбинате.

В сущности, в трудовой книжке Татьяны Валентиновны есть единственная запись о приеме на работу в Лебяжинский железнодорожный цех, датированная 23 августа 1978 года. Потом цех неоднократно менял свое название – становился то погрузочно-транспортным управлением, то предприятием железнодорожного транспорта – но место работы оставалось прежним.

К решению стать железнодорожником школьница Таня пришла не сразу. Сначала думала об учительской карьере и даже подала документы в педучилище. Но там дело не заладилось: училище только что переехало в новое здание, шел ремонт, помещений не хватало, и потому набор был ограничен. Попытка № 2 – горный техникум. По совету подружки абитуриентка хотела обучаться металловедению, но самую малость не дотянула до проходного балла. Пришлось на ходу переквалифицироваться, выбрав специальность «электрооборудование промышленных предприятий».

– Первый год, пока общеобразовательные дисциплины шли, я честно проучилась, – вспоминает Татьяна Валентиновна. – А как дошло до спецпредметов, тут и задумалась: Господи, куда я попала? Какие-то генераторы, конденсаторы, плюсы-минусы, сплошная физика – что я в ней понимаю?!

Короче говоря, девушка вновь оказалась на распутье. Подрабатывала курьером, закончила вечернюю школу, а потом прислушалась к совету соседки, диспетчера ЛЖЦ: «Давай к нам стрелочником!» На железную дорогу Татьяна попала со второй попытки. В первый раз на работу не приняли – еще не исполнилось 18. Зато второй раз оказался вполне удачным. Как в песне: на всю оставшуюся жизнь. Была и стрелочником, и приемосдатчиком, и оператором – в общем, работу каждого подразделения железной дороги знает непонаслышке. А три года спустя поступила на заочное отделение Алапаевского индустриального техникума по специальности «Эксплуатация промышленного транспорта».

Параллельно с тем пришлось освоить работу диспетчера. Вникнуть в нее помогла работа оператора – теперь эта профессия оказалась в разряде невостребованных. Оператор чертил графики движения, указывая время, затраченное на погрузку и выгрузку – тут поневоле поймешь ритм железной дороги и ее строгие правила.

Азы профессионального мастерства Татьяне преподавала Нина Васильевна Алексеева. Первоначально неопытному диспетчеру приходилось подменять старших коллег – то там, то здесь. На первых порах приходилось прибегать к помощи бывалых машинистов и кондукторов: «Вы сделайте правильно, а потом я запишу – в следующий раз буду знать!»

Так нарабатывался производственный опыт – тот самый, сын ошибок трудных. А в 1983-м нашлось постоянное место работы – станция Погрузочная.

– Мы обслуживаем Лебяжинский аглоцех, все его участки: вагоноопрокид, приемные бункера, – рассказывает Татьяна Валентиновна. – Так что от нашей станции зависит весь технологический процесс Агломерационного района. Надо привезти руду, выгрузить на вагоноопрокиде, выдать порожние вагоны, подать хопперы, вывезти их гружеными… Все это – наша работа.

Четыре десятка лет в одном и том же подразделении – срок немалый. Без стимула так долго на одном месте не задерживаются. И каков он в случае Лимоновой?

– Работа диспетчера – это очень интересно, – убеждена она. – А еще люди у нас хорошие. Моя смена – самая настоящая трудовая семья.

Три года назад Татьяне Валентиновне исполнилось 55. Тем не менее, на пенсию она не ушла:

– Хочу быть востребованной! Поэтому буду работать, пока не выгонят.

То же самое желание быть востребованной 20 лет назад подтолкнуло Лимонову к профсоюзной работе. А три года назад она стала профсоюзным лидером ПЖТ. Профсоюзная организация в ПЖТ сейчас самая многочисленная среди цехов первой группы – 74 процента работников. Так что дел здесь хватает. Возможности у профсоюза сейчас ограниченные, но на посильную помощь может рассчитывать каждый железнодорожник.

– Любой, кто к нам приходит, не остается без внимания, – говорит Татьяна Валентиновна. – Если дело касается трудовых споров, помогаем всем. Не разбираемся, член профсоюза или нет.

40-летие работы в ПЖТ обязывает обобщить и подытожить пережитое.

– Я, как говорится, с высоты прожитых лет вижу, что у нас династия железнодорожников, – рассуждает Татьяна Лимонова. – В молодости даже не задумывалась, а теперь поняла. Смотрите: папа мой – машинист тепловоза, дядька и двоюродный брат – машинисты электровоза, тетка – диспетчер в МПС. Видно, от судьбы не уйдешь. Но я своей судьбой довольна.

Александр Кузьменков.

Фото автора.