В этом году в семьях работников ВГОКа 180 первоклассников – почти на два десятка больше, нежели в прошлом.
В их числе – Лада Прилепина, дочь начальника отдела сопровождения прикладных систем ДИТа Виктора Прилепина.
Впрочем, начать здесь следует издалека. В семье Прилепиных четверо детей, а это, согласитесь, в наше время редкость.
– Как-то прочитал, что новые впечатления – лучшее средство сохранить ясный ум до старости, – объясняет Виктор Семенович. – А дети – постоянный источник чего-то нового. С ними никогда не скучно.
Лада – не единственная школьница в семье. Вместе с ней за парту отправятся старшая сестра 11-летняя Полина и старший брат 9-летний Степан. Опыта в подготовке к школе Прилепиным не занимать. Однако в случае Лады эту миссию на себя взяли Полина и ее подруга Аня. Девочки еще три года назад принялись рисовать для Лады рабочие тетради по образу и подобию учебных. Точь-в-точь как в школе – но своими руками. И задания придумывали сами.
– Лада надевала старую школьную форму сестры и садилась за стол, – вспоминает глава семьи. – И ее начинали учить: давали задания, проверяли их выполнение. Игра шла с обеих сторон: старшей нравилось учить, а младшей – учиться. Занятия шли практически регулярно. Ладу учили даже дробям. Уж не знаю, что она там поняла…
Родители не пытались контролировать этот почти педагогический процесс, выбрав для себя роль наблюдателей. И в самом деле, зачем? Все идет в нужном русле и даже с опережением школьной программы. Тем более, глава семьи убежден в благотворности игры:
– Дети – это самоорганизующиеся системы. Когда ребенок играет, он чему-то учится: приобретает полезные навыки, развивает коммуникабельность, моторику, владение языком.
Игра в школу по сути осталась игрой, но принесла вполне серьезные результаты. Лада умеет читать, освоила начальные навыки письма. Пока она выводит лишь печатные буквы, часто пишет их справа налево, пренебрегая заодно и правописанием: к примеру, слово «мама» у нее на первых порах состояло из шести букв. Однако каллиграфия с орфографией – дело наживное. Главное, есть надежная площадка для старта в школьную жизнь.
Но главные ожидания первоклассницы связаны с общением: ей интересно расширение круга друзей и знакомых. Будем надеяться, все у нее получится.
Тем временем родители решают организационные проблемы: уже побывали в школе № 44, где будет учиться Лада, познакомились с учителями. А проблемы обучения и воспитания Прилепины для себя уже решили.
– Не стоит перегружать ребенка школьными занятиями, – формулирует Виктор Семенович свое педагогическое кредо. – В этом случае у него не будет времени и сил на свои интересы и увлечения, которые лежат за рамками школьной программы. То есть, на то, что делает человека индивидуальностью.
Не скажу, что дети у Прилепиных уже решили для себя вопрос «Кем быть?». Однако в своих наклонностях определились. Полина – выраженный гуманитарий, читает запоем. Степан тяготеет к технике. А Лада, хоть ей всего семь, выбрала для себя спорт: уже два года с большим удовольствием занимается спортивной гимнастикой. Разобраться же со школьными премудростями ей помогут и брат с сестрой, и родители. Благо Виктор Прилепин смотрит на образование весьма здраво:
– Сделать процесс обучения отвратительным и неинтересным очень легко – надо просто заставлять.
Думаю, учение с увлечением Ладе Прилепиной гарантировано.
Александр Кузьменков.
Фото Ирины Семеновой.
Comments by ВГ