26 августа – День шахтера. Этот профессиональный праздник ожидает весь горняцкий коллектив ВГОКа. А большая его часть работает на шахте «Южная».
Но речь в этот раз пойдет не о добычниках и проходчиках. Мы расскажем о службе, имеющей второстепенное значение, чья задача – ремонт и обслуживание основного оборудования и внутришахтного транспорта «Южной». Без слаженных действий работников участка внутришахтного транспорта № 5 продуктивность «Южной» не была бы столь высокой.
Подготовка «новобранцев»
– На участке работают 180 человек, штат инженерно-технических работников – 12 человек, – рассказывает начальник участка ВШТ № 5 Александр Морозов. – Мы обслуживаем и ремонтируем львиную долю оборудования шахты. Оборудование в основном крупногабаритное и сложное: подъемные машины, вагоноопрокидыватели, дробилка, дозаторное устройство, околоствольные выработки, подвижной состав, откаточные пути и контактная сеть. Такой объем оборудования без отличных специалистов было бы сложно содержать в порядке. У нас вообще люди на участке ответственные и отзывчивые – с таким коллективом можно многие задачи решать.
Есть лишь одна проблема – высокая текучесть кадров.
– Этот факт объясняется просто, – продолжает Александр Николаевич. – Участок ВШТ не является основным, он вспомогательный, поэтому тарифы и оклады у нас ниже, чем на других участках. Устроившись к нам на работу, новички присматриваются, знакомятся с шахтой, а потом стараются получить более высокооплачиваемую специальность и перейти на другой участок.
Можно сказать, что участок ВШТ является своеобразной школой для новичков: на другие участки приходят люди не с улицы, а те, кто уже имеет представление о шахте и понимает, что сможет здесь работать. В то же время костяк коллектива, который составляют специалисты, работающие на ВШТ по десятку лет и более, остается почти неизменным.
Организация труда
Организация труда – это, наверное, самый важный фактор в деятельности участка ВШТ: поддерживать работоспособность оборудования надо, не мешая работе основных участков. Как и любой ремонтный персонал, участок внутришахтного транспорта имеет возможность проводить длительные ремонты лишь во время остановки шахты.
– И тут уже неважно, праздники на дворе или выходные, день или ночь – мы стараемся распределить силы так, чтобы рационально использовать каждый час простоя «Южной», – объясняет Морозов. – Вот сейчас, например, пока шахта встала на пять суток с 11 по 15 августа, мы успеваем заменить подъемные канаты на скиповой машине, дробящие плиты на дробилке, ремонтируем пути в погрузочном штреке на горизонте минус 240 метра. Других остановок в августе не предвидится – «Южная» должна успеть выдать плановые тонны горной массы – 149 700 в этом месяце. Работа предстоит напряженная, потому что в рудоперепуске уже складирован значительный объем руды – порядка 9 000 тонн. Ремонт надо провести так, чтобы доработать месяц без каких-либо сбоев.
Кроме подобных больших ремонтов, на участке ведутся и постоянные ежедневные работы. Например, ежесуточно с 8.00 до 15.00 проводится осмотр подъемного оборудования на четырёх стволах шахты – ревизия и устранение выявленных неисправностей. Постоянным вниманием окружена и шахтная узкоколейка.
– У нас есть бригада путейцев, в задачи которой входит ежедневный осмотр железнодорожных путей на всех рабочих горизонтах, выявление неисправностей и мелкий ремонт. Все значительные ремонтные работы эта бригада производит по воскресеньям – в единственный день, когда на «Южной» не ведутся добычные работы. Поэтому у наших путейцев в воскресные дни не бывает ни отгулов, ни праздников. В этот день они становятся хозяевами шахты: могут без помех разобрать откаточные пути и провести детальный ремонт. Состояние путей у нас далеко не отличное, но любой сход – это ЧП. Мы сразу выясняем причины и оперативно устраняем их.
Отдыхают работники участка ВШТ № 5 по пятницам и субботам, однако, уходя на выходные, всегда стараются оставить в резерве отремонтированный электровоз, чтобы в случае непредвиденных поломок транспортировка руды шла в полном объеме.
Организация и впрямь на высоте – учтены все нюансы работы.
Наплавочная машина
– Мы очень долго ее ждали, теперь сможем
наплавлять колеса вагонеток самостоятельно и эту причину вероятных
сходов постараемся полностью исключить, – с искренней радостью сообщает
Морозов.
Прежняя установка для наплавки колес вышла
из строя полтора года назад, и все это время колесные пары возили
для наплавки в фирму «Композит».
– Кроме того, что за это удовольствие надо было
платить, на подготовку колес к наплавке и их доставку уходила масса
времени и сил. Теперь все эти затраты мы ликвидируем. Наплавочная машина
обошлась ВГОКу примерно в 1 миллион рублей, но эти деньги очень быстро
окупятся, – уверены и Александр Морозов, и Иван Ставров –
присоединившийся к нам заместитель главного механика шахты «Южная».
На 56-й отметке
Втроем мы поднимаемся на отметку 56 метров башенного копра, где в данный момент идет замена подъемных канатов.
Надо сказать, что в этом году на «Южной»
провели целую серию значительных ремонтов подъемного оборудования:
замена уравновешивающих канатов на скиповой машине, отклоняющего шкива
на клетьевой машине и подъемных канатов на скиповой машине.
Последнее из перечисленного я могу видеть собственными глазами.
– Технология замены подъемных канатов –
достаточно сложная, и связано это с особенностями конструкции подъемной
скиповой машины, – объясняет главный механик «Южной» Андрей Самосудов. –
Канатоведущий шкив работает как намоточная лебедка, то есть каждый
канат по отдельности мы затягиваем, наматываем, выкладываем. Потом
«обуваем» шкив в футеровку, перекидываем канаты на западный скип
и опускаем в ствол. Технология трудоемкая, и времени на замену каждого
каната уходит много, но в итоге работает подъемная машина надежно.
В настоящий момент Андрей Самосудов исполняет
обязанности заместителя главного механика ВГОКа и контролирует этот
ремонт. А я оглядываюсь вокруг: канатоведущие шкивы скиповой и клетьевой
машин впечатляют своими размерами, двигатель постоянного тока подъемной
скиповой машины – не просто большой, он занимает отдельное помещение.
Оборудование действительно габаритное.
Тем временем электромеханик Владимир Денисов
и слесарь по ремонту и обслуживанию оборудования Сергей Панков
вытягивают тот конец каната, который впоследствии будет переброшен
на западный скип. Это последний – четвертый канат, остальные три уже
на месте.
– Собираемся запустить подъемную установку
на сутки раньше запланированного – 14 августа. Во всяком случае, именно
такую задачу нам поставило руководство шахты, – комментирует Андрей
Самосудов. – А вообще, в этом году мы уже на 85 – 90 процентов выполнили
план ремонтных работ. Осталось только два крупных ремонта: бункера ККД
ДОУ и вагоноопрокидывателя. Ремонт бункера – дело ближайшего времени:
уже пришли материалы, подписан договор с подрядчиком. К ремонту
вагоноопрокидывателя на горизонте минус 160 метра приступим, как только
поступят запчасти. Ремонты в этом году на «Южной» провели значительные,
и почти все – строго по графику.
Наверно, это общая заслуга: руководства шахты, службы главного механика ВГОКа, отдела снабжения и, конечно, участка ВШТ № 5.
– Нам благодарностей не надо, – смущенно
отмахивается от похвал Александр Морозов. – Мы только одного просим:
чтобы запчасти вовремя поступали.
Юлия Григорьева.
Comments by ВГ