28 июня перед зданием управления комбината установили скульптуру шахтера, знакомую нескольким поколениям высокогорцев.
Ну, здравствуй, старый знакомец. Давненько не видались…
Шапочное знакомство с бетонным шахтером я и впрямь свел давно – еще в 60-е. Отец мой был в ту пору мастером в горном цехе и, отправляясь в рудоуправление по делам, часто брал меня с собой – наверно, для профориентации. У входа в здание стоял мускулистый горняк с отбойным молотком. Знамо дело, подмывало залезть на скульптуру, да постамент был чересчур высок для шестилетнего пацана.
А близкое наше знакомство состоялось в начале 70-х. Рудоуправление только что перебралось на улицу Фрунзе и активно обживало прилегающую территорию. Как-то раз, возвращаясь зимой из школы, я остолбенел – не преувеличиваю, так оно и было. По Черных с громким лязгом гусениц шел бульдозер, волоча за собой дощатую платформу на мощных железных полозьях. На этих санях ехал мужик в синей телогрейке на голое тело. Голый! Когда бульдозер поравнялся со мной, удалось разглядеть, что мужик – неживой. И не голый, а просто белый. И вообще, я с ним уже встречался. Фуфайку на плечи горняка накинули не забавы ради, а чтобы статую не повредила толстая стальная проволока, которая фиксировала памятник на платформе. Ну да, своего рода промышленная безопасность – она на ВГОКе и скульптур касается.
Год назад было принято решение реставрировать монумент, и для этой цели его вывезли на территорию шахты «Магнетитовая». Тогда многие, в том числе и я, заинтересовались его историей. Дату изготовления статуи за давностью лет выяснить никому не удалось. А равно и дату появления горняка в окрестностях «Магнетитовой». По мнению экспертов, скульптуру отлили из бетона в Ленинграде, скорее всего – небольшим тиражом. Возможно, из всего шахтерского семейства только наш горняк и дожил до сегодняшнего дня.
Вопрос, где разместить отреставрированный памятник, решился сам собой – конечно, у здания управления комбината. Выбрать место оказалось несколько сложнее. Дизайнер «Высокогорского горняка» Андрей Гоголев сделал несколько эскизов, совместив два снимка: фасад рудоуправления и статую. Какой из вариантов был признан наиболее удачным, объяснять не надо – сами видите.
К 28 июня бетонный фундамент уже как минимум неделю ждал шахтера. Если раньше статуя высилась на двухметровом постаменте, облицованном мраморной плиткой, то теперь она должна была стать ближе к народу – практически вровень с землей. Назначенного дня и часа ждали… не скажу, что с сердечным трепетом, но в некоторой неуверенности: а вдруг производственный отдел транспорт не выделит? Однако начальник отдела Александр Иванов, что называется, пошел навстречу пожеланиям трудящихся. Все как в песне: здесь ничего бы не стояло, когда бы не было его.
Около 11 часов утра горняк прибывает к месту назначения с «Магнетитовой», где провел зиму. Не столь торжественно, как в 70-е: в кузове КамАЗа, лежа на песчаной подушке. Зато с почетным эскортом, который возглавляет начальник шахты. Установка начинается с импровизированного техсовета: Юрий Молоков с бригадиром службы доставки Александром Гвоздевым, перебросившись несколькими словами, решают снять задний борт грузовика – так будет проще работать автокрану.
Через несколько минут горняк повисает над площадью на стреле крана. Памятник, опутанный стропами, похож уже не на шахтера – на парашютиста. Стрела медленно разворачивается влево. Бетонный фундамент со стальной рамой оказывается как раз под ногами у памятника.
Уличный людской поток то и дело тормозит возле памятника. Пространство вокруг него ограждено пестрой сигнальной лентой, но каждый второй прохожий останавливается у границ опасной зоны, достает смартфон и снимает происходящее с дальних подступов.
Тем временем горняк занимает свое место на постаменте. Юрий Молоков освобождает статую от строп. Не жалко ли ему расставаться с бетонным коллегой?
– Нет, – твердо отвечает Юрий Михайлович. – Ставим его, чтоб весь город любовался. А для благого дела ничего не жалко. Я о другом жалею: надо было в фундамент заложить капсулу времени с посланием к потомкам.
Работник службы доставки Александр Гвоздев наваривает над фундаментом еще одну раму из уголка – для пущей устойчивости. За всеми работами внимательно следит начальник ОКСа Геннадий Солодунов – он курирует установку монумента, начиная с нулевого цикла.
Горняк в каске старинного образца и с отбойным молотком на плече замер напротив входа в управление комбината. Но это не значит, что работа окончена. Примерно через час после установки возле памятника появляется скульптор Владимир Бекетов. Он занимался реставрацией скульптуры в течение года, а сейчас намерен продолжить работу – заделать мелкие поверхностные повреждения полимербетоном.
– Этот состав – что-то вроде искусственного мрамора на акриловой основе, – рассказывает реставратор. – Он имеет очень высокую прочность и хорошо совмещается с предстоящими покрасками. Надеюсь, что красить памятник стану на будущей неделе. Хотя «красить» – не совсем правильно сказано. Это будет не покраска, а роспись под старую бронзу – с патиной, потемнениями. Закатать памятник бронзянкой – это слишком пошло, слишком броско выглядит. К чему нам дешевый гламур? Тонировка под бронзу выглядит гораздо скромнее и гораздо эффектнее. Тем более, техника известная, не раз проверенная.
Надо полагать, что к Дню высокогорца приключения бетонного горняка закончатся, и памятник обретет свой окончательный облик.
– Это знаковое для нас событие, – уверен профсоюзный лидер комбината Александр Гадун. – Это символ возрождения ВГОКа.
Думаю, однако, что происшедшее можно считать событием общегородского масштаба. Ибо как в горняцком городе без памятника горняку? У шахтера-высокогорца есть все шансы стать одним из символов Нижнего Тагила – вместе с башней на Лисьей горе и паровозом Черепановых.
Здравствуй, старый знакомец!
Фото автора.
Comments by ВГ