Приказом генерального директора от 25 июля 2018 года на ВГОКе создана рабочая группа по стабилизации производства на шахте «Естюнинская».
Чтобы понять, чем продиктована такая необходимость, достаточно взглянуть на показатели первого полугодия 2018 года. В этот период шахта работала с внушительным минусом, отстав от плана почти на 50 000 тонн руды – в то самое время, когда обогатители испытывают острый дефицит сырья.
В составе группы – заместитель начальника производственного отдела Сергей Тюленев, заместитель главного инженера по буровзрывным работам Сергей Калимулин, начальник отдела по операционным улучшениям Эдуард Носков, а также специалисты отдела по операционным улучшениям. Группой руководит начальник «Естюнинской» Максим Орлов.
– Наша задача – помочь шахте в достижении объемов производства, запланированных годовым бюджетом, – говорит Эдуард Носков.
Надо сказать, что нынешняя попытка стабилизировать ситуацию на «Естюнинской» – далеко не первая. Например, в 2015 году на «Естюнинскую» пришли около 40 квалифицированных специалистов с «Магнетитовой». В начале 2016 года специалисты ОГМ разработали ряд мероприятий, позволяющих выправить положение дел на участке ВШТ – от организации ремонта подвижного состава в две смены до создания оборотного ремонтного фонда. В 2017-м отдел по операционным улучшениям анализировал работу машинистов скреперной лебедки и проходчиков и предлагал мероприятия, позволяющие поднять производительность их труда. Нельзя сказать, что все перечисленное не повлияло на работу шахты.
– В 2017 году мы анализировали добычу на «Естюнинской» и пытались понять, какие проблемы ее снижают, – рассказывает Эдуард Носков. – Специалисты шахты тогда сказали: запланировано добыть 900 000 тонн руды за год, а если ничего не предпринимать, фактическая добыча снизится до 522 000. По итогам прошлого года добыча составила 783 000 тонн. Значит, что-то удалось сделать общими силами…
Кстати, год назад удалось выяснить наиболее существенные для естюнинцев сложности.
На первом месте в их списке – дефицит подготовленных запасов. В результате горнякам приходилось добывать руду в ранее отработанных блоках. Это вело к увеличению времени отгрузки, трудозатрат для скреперистов и большему расходу ВМ при взрыве негабаритов. На втором месте по значимости – неудовлетворительное состояние железнодорожных путей, нехватка подвижного состава и дефицит электровозов. И еще одна проблема: потери, связанные с дефицитом оборудования.
– Все проблемы шахты начинаются с проходки, – считает Эдуард Носков. – Рабочая группа провела два совещания, и мы пришли к выводу, что это корень всех бед «Естюнинской». Шахта должна проходить 300 погонных метров в месяц, а проходит с грехом пополам 150. Можно набрать полный штат скреперистов и машинистов электровоза, можно отремонтировать все вагоны. Но при нехватке подготовленных запасов грузить в них будет нечего. Итак, в ближайшей перспективе рабочей группе предстоит заняться проблемой проходки на «Естюнинской». Эта проблема, в свою очередь, дробится на ряд более мелких сложностей.
Вопрос о нехватке проходчиков на шахте практически решен: в прошлом году штат был увеличен с 27 до 39 единиц. Сейчас фактическая численность проходчиков – 37 человек. Правда, приобрести необходимый опыт новые работники не успели, но это – дело наживное.
Проходку на «Естюнинской» постоянно тормозит отсутствие материалов для строительства скреперных полков и недостаток крепильщиков. Их численность в последние годы упала с 40 до 31, то есть на 20 с лишним процентов. В идеале на шахте должно строиться два скреперных полка в месяц, а фактически – один полок за два месяца. В результате проходчик вынужден подолгу ожидать фронта работ.
Кроме того, для нормальной работы проходчику необходим качественный воздух: оборудование на «Естюнинской» пневматическое. Давно ждет капремонта компрессор, который качает воздух в шахту – трущиеся части агрегата мало-помалу приходят в негодность. Плюс к тому холодильники воздуха уже выработали свой ресурс и слабо высушивают воздух. Итог: в шахту вместе с воздухом идет вода, она попадает в буровое оборудование. Чтобы слить ее, требуется время. Да и на состояние оборудования вода влияет не лучшим образом. А еще предстоит восстановить нормальную работоспособность трубопроводов, чтобы те обеспечивали достаточную энергию удара.
И, наконец, «Естюнинскую» не минула застарелая болезнь всего добычного передела – несвоевременное обеспечение расходными материалами и проходческим оборудованием. Последняя массовая закупка оборудования здесь была в 2010 – 2012 годах. А после – лишь единичные случаи.
– Конечно, надо заниматься и кадрами, и подземным железнодорожным транспортом. Но пока мы не наладим работу проходки, о другом думать не приходится, – убежден Эдуард Носков. – Проходка – наша первоочередная задача.
Фото автора.
Comments by ВГ