Дмитрий Гунин.Дмитрий Гунин.– Что творят наши механики! – с восхищением сказал при встрече начальник цеха пути ПЖТ Павел Карманов. – В ноль практически разобрали трактор «Беларусь», чтобы добраться до коробки передач, где вышел из строя подшипник на нижнем валу. Попутно выявились и другие недостатки. Это капитальный ремонт трактора! Да вы приезжайте – сами все увидите.

Трактор «Беларусь»

Приняв приглашение и не откладывая визит в долгий ящик, через пару дней я входила в депо цеха пути. Вот он – трактор «Беларусь», аккуратно разложенный на составные: передний навесной ковш, задний ковш, капот, кабина, рама, колеса, дизель с коробкой передач, раздаточная коробка.

– Вы, наверно, помните его? Фотографировали этот трактор на Лебяжке, когда мы демонтировали пути на Береговой-Краснокаменской, – напоминает водитель трактора Вячеслав Малахов.

Кто бы мог подумать! В этой груде металлолома трудно узнать тот резвый погрузчик, который вспарывал и поднимал толстенное полотно автодороги с вросшими в него рельсами.

– Да я и сам свой трактор не узнаю, – смеется Вячеслав Малахов. – Его в таком состоянии никто еще не видел.

Предполагаю, что тот демонтаж и доконал машину.

– Вполне может быть, – серьезно соглашается начальник участка механизации Дмитрий Гунин.

Он и есть главный герой моего рассказа. В этом году Дмитрий Владимирович награжден Почетной грамотой Министерства промышленности и торговли РФ.

А вот второго механика цеха пути – Александра Карбанова – нигде не видно.

– Он руководил разборкой трактора, а сейчас ушел в отпуск, – поясняет Дмитрий Гунин. – А я веду сборку.

В данный момент Дмитрий Владимирович ремонтирует корзину сцепления, которая также вышла из строя. Малахов помогает в ремонте – проходит мастер-класс, изучая «кишки» своей машины.

– Износились нажимные рычаги, – поясняет Гунин, затягивая стяжные болты. – Нажимной подшипник в механизме сцепления тоже требует замены. Сейчас надо еще сделать приспособление для регулировки зазора между нажимными рычагами и подшипником.

Прав Карманов: по сути это – капремонт трактора, работа для специализированной подрядной организации.

– Если свяжемся с подрядчиком, дело затянется надолго. Неизвестно, когда оплатят его услуги. А цеху пути трактор необходим практически ежедневно, – уверен Гунин. – Путейцы с его помощью ровняют дороги, балластируют путь в зоне обрушения, проводят текущие ремонты пути и благоустройство территории, копают траншеи, освежают водоотводы, чистят летом и зимой переезды.

Без трактора никак не обойтись. Потому механики и взялись – впервые – за подобный ремонт. Своими силами – быстрее и дешевле для предприятия.

– Благо сейчас есть интернет, – комментирует Гунин. – Мы нашли схему разборки, составили технологическую карту, и – вперед. Все у нас заработает.

Насколько я успела за эти годы узнать Дмитрия Владимировича, он любит, чтобы работа была сложной, а поставленная задача – нестандартной.

– Мы хоть и впервые проводим такой ремонт трактора, но работа эта и детали – типовые. А вот ремонт ПРМ-80, который прошел весной, был как раз-таки нестандартным.

ПРМ-80

От ремонта этой путерихтовочной машины, на которой вышла из строя коробка отбора мощности, а конкретно – реверс, отказался, по словам Гунина, Истьинский машиностроительный завод.

– Дело в том, что эти ­ПРМки очень небольшой партией – порядка 100 машин – выпустил Кушвинский опытно-экспериментальный завод специального транспортного оборудования. Непонятно зачем, но на заводе изменили стандартный проект: наклон зубьев раздаточной коробки направлен в другую сторону. Эти зубья и износились. Найти шестерню с необходимым наклоном зубьев оказалось невозможно именно потому, что это нестандартный вариант. Тогда мы решили полностью заменить коробку передач, но для этой работы специалисты Истьинского завода запросили чертежи машины, которых в природе давно не существует. В итоге нам ответили, что к ремонту нашей ПРМ-80 смогут приступить лишь в октябре. А у нас лето впереди – самый сезон, ПРМ востребована как никогда.

Механики обратились и в другие предприятия, занимающиеся подобным ремонтом. Все ответили отказом в связи с нерентабельностью заказа. Не оставалось ничего другого, как решить нестандартную задачу самостоятельно. Решение естественно, тоже оказалось нестандартным.

– Мы соединили несоединимое, – с удовольствием рассказывает Дмитрий Гунин. – Из двух шестерен, срезав ненужные изношенные зубья, собрали одну. Проточили обе шестерни, насадили их друг в друга и обварили с торца. Но сначала произвели определенные расчеты – выдержит ли наша сборная шестерня эксплуатацию. Сейчас ПРМка уже несколько месяцев трудится в полевых условиях. Сезон должна отработать. Но ремонт ей, тем не менее, необходим.

Жаль, что я не механик и не могу оценить красоту нестандартного решения, которым Дмитрий Владимирович несомненно гордится. Как в детстве гордился очередным собранным велосипедом.

Велосипеды

Но велосипеды были позже. Первым стал железный грузовик, который четырехлетний Дима, обнаружив существование в мире такой замечательной вещи, как отвертка, постоянно разбирал.

– Это была моя любимая игрушка, – улыбается Дмитрий. – Машина была похожа на КрАЗ, их выпускал завод Куйбышева. Когда я тянул ее за веревочку, она грохотала на весь двор, что мне очень нравилось. Вся она была собрана на заклепках, которые я и откручивал, постоянно разбирая и собирая машину. А отец ругался, теряя свои отвертки.

В восьмилетнем возрасте появился первый велосипед, который, кстати, купили не Дмитрию, а его сестренке. Не отставая от дворовых пацанов, мальчик прыгал на велике через препятствия, пока не допрыгался – лопнула рама.

– Я приволок велосипед к отцу, а он сказал: «Как сломал, так и ремонтируй». С тех пор и пошли велосипеды, которые я научился не только ремонтировать, но и собирать с нуля. Благо в то время в гаражах и сараях можно было обнаружить массу металлолома, а в нем и запчасти. Я даже другу на день рождения велосипед из металлолома собрал. А всего – порядка 12 великов на моем счету. Потом пошли мопеды, мотоциклы. Первую свою машину – «Москвич-412» – я перебрал от винтика до винтика, и после того, как продал, она еще 10 лет служила новому хозяину.

Естественно, имея подобные наклонности, Дмитрий выбрал соответствующее образование – поступил в УПИ на отделение «Колесно-гусеничные машины».

– Нас готовили для танкового машиностроения, на Уралвагонзавод. Но тут грянула перестройка, производство на УВЗ остановилось. Мы ходили туда на экскурсию: танковый конвейер стоит, мужички в домино играют. В институте нам сказали, что, если принесем справку с места работы, диплом выдадут на руки, а если нет – пойдем работать, куда пошлют: на бесперспективные низкооплачиваемые места. Поэтому, еще готовясь к защите диплома, я устроился в автоцех ВГОКа слесарем по ремонту автомобилей.

Получив диплом, молодой специалист нацелился на НТМК, который начинал вставать на ноги после перестроечной разрухи. Однако начальник автоцеха специалиста терять не хотел и предложил Гунину должность механика участка краново-тракторной колонны.

Сейчас этого участка уже не существует, а тогда он стал для Дмитрия настоящей школой:

– Весь свой практический опыт я приобрел в краново-тракторной колонне. Поначалу, чтобы досконально изучить технику, лично участвовал во всех ремонтах. Посторонние люди – подрядчики – даже не воспринимали меня как механика: я был молодой и самый чумазый. Не сразу верили, что этот молодой человек – грязнее слесаря – и есть механик.

Через семь лет Гунину предложили очередное повышение, правда, с переводом в другое подразделение – начальником участка механизации цеха пути ПЖТ.

– Я решил попробовать, и вот уже 18 лет работаю на этом месте.

Железнодорожная техника тоже оказалась подвластна Дмитрию Гунину.

– Бывают такие моменты, как нынешняя поломка трактора, например, когда мы на наших механиков как на волшебников смотрим, со слезами надежды, – завершает Павел Карманов. – Если бы не их мастерство, большая часть парка цеха пути давно стояла бы на приколе.

Юлия Григорьева.
Фото автора.