Инесса Турова.Инесса Турова.Иногда в разговорах с домашними Инесса Турова срывается на командный тон. Такова расплата за непростую профессию, которой моя собеседница отдала более 20 лет.

Раскрою интригу сразу: Инесса Германовна работает в ПЖТ начальником смены. Более того, с самого детства она не сомневалась в том, что профессиональная деятельность будет связана с железной дорогой:

– Я – потомственный железнодорожник. Бабушка с дедушкой, папа Герман Туров – мой главный наставник в профессии – все работали на железной дороге. Я пришла в ПЖТ по стопам папы. Еще в детстве, когда он приходил в школу и, как и другие родители, рассказывал о своей профессии, никто вокруг не сомневался, что мне уготована та же судьба. Можно сказать, выбора у меня не было. Все решилось само собой.

Окончив в Екатеринбурге железнодорожный техникум с красным дипломом, Инесса без экзаменов поступила в железнодорожный институт. После его окончания окрыленный знаниями молодой специалист устроилась в ПЖТ.

– А здесь меня поставили дежурным стрелочного поста. Не помогли ни красный диплом, ни высшее образование. Я поработала на всех стрелках, потом – маневровым диспетчером на разных станциях. И только через два года мне предложили должность поездного диспетчера, которая сейчас упразднена, а затем и начальника смены. И вот тут мне стало страшно. Пока я не представляла работу железной дороги на практике, а теоретическая подготовка была достойной, считала, что справлюсь с чем угодно. Узнав все тонкости изнутри, поняв, что работа железной дороги зависит от массы нюансов, осознала, насколько это непростое дело. К тому же 90-е годы: тогда еще работала аглофабрика ВЖР, и объем грузоперевозок был почти в два раза больше, чем сейчас. Вот здесь мне и пригодился опыт предыдущих лет – доскональное знание всех станций ПЖТ вплоть до каждого стрелочного перевода.

Уже из этих слов можно заключить, что должность начальника смены – одна из самых ответственных в ПЖТ. Но одного ответственного отношения недостаточно. Надо еще, как говорят специалисты, суметь «поехать» – организовать бесперебойное движение железной дороги ВГОКа.

– Принять сырье и сдать на РЖД продукцию, не остановить при этом производственную цепочку и внутренние перевозки. А в нынешнем году, когда объемы грузоперевозок значительно выросли, проявились и все наши проблемы: не хватает локомотивов и пропускной способности, пути требуют безотлагательного ремонта. Материалы поступают, значит, у нас появились «окна» – закрытые на время ремонта пути. Это нашу задачу по организации грузоперевозок тоже не облегчает, – говорит Инесса Германовна.

На данный момент, обучаясь всем этим премудростям, стажировку у Инессы Туровой проходит Ирина Марамзина, до недавнего времени работавшая на станции Площадка диспетчером маневровым.

– Задача перед Ириной стоит сложная, – считает наставница. – Через три недели она должна самостоятельно «поехать», то есть начать работать начальником смены один на один со всеми проблемами. Месяц – очень короткий для подготовки срок. В этой работе необходима уверенность в себе, в том, что ты делаешь. За несколько недель таких качеств, конечно, не наработаешь. Помню, я, начиная, даже телефонные трубки боялась поднимать, не знала, что ответить, слезы были… Мне тогда очень помогли папа и моя четвертая смена. В другую смену я не переходила. Как пришла в четвертую, так в ней и работаю, и считаю, что она – лучшая: сильные, грамотные диспетчеры и бригады. Они меня, можно сказать, и выучили – настоящие асы. Случаются такие моменты, когда не знаешь, что делать – как говорится, «приехали». Начинаешь советоваться с диспетчерами и машинистами – им на станции ситуация виднее – и справляемся с любой проблемой.

Пока беседуем, Инесса Германовна успевает работать – отвечает на многочисленные звонки. Распоряжается, чтобы как можно быстрее вывозили на станцию Гора Высокая флюсы, следующие на Качканар:

– На Горе Высокая состав пройдет дозирование и отправится на станцию Площадка, оттуда – на пути РЖД. Ночная смена отправила состав на Новокузнецк, поэтому сейчас приоритет Качканару.

Далее звонит клиентура, спрашивают, когда с путей ПЖТ выпустят их порожние зерновозы.

– Не раньше 18.00, – тоном, не терпящим возражений, отвечает начальник смены.

– Эта профессия кардинально изменила мой характер, – реагирует на мое замечание о необходимой в этой должности твердости Инесса Турова. – Те, кто общался со мной в юности, не узнают тихую мышку, какой я была. По сути, должность начальника смены требует мужского характера – уверенности, решительности, быстроты реакции. Но за мою бытность в ПЖТ у нас было всего четверо мужчин – начальников смены. Были и те, кто не выдерживал и уходил с этого места. Работа очень нервная – требуют со всех сторон. Локомотивов не хватает, при этом всем надо получить желаемое одновременно. Приходится не только выстраивать линию действий, но и доносить ее до окружающих, готовить коллег к тому, как пойдет работа. И без командного тона иногда не обойтись. В то же время женские качества – скрупулезность и внимание – тоже необходимы: нельзя «потерять» ни один вагон.

Как капитан на мостике, Инесса Турова раздает указания, сидя за своим столом – в окружении телефонов, схем путей и фиалок.

Фиалки – не просто хобби. Они помогают сбросить накопившееся напряжение и успокоить нервы:

– Посмотришь на них, польешь, и сразу легче – можно дальше работать, – улыбается обаятельная железнодорожница. – Я прочитала, что фиалки – цветок скромный, но очень красивый в момент цветения. Решила, что чем-то на него похожа, что этот цветок мне подходит.

Другое хобби, отнимающее все свободное время Инессы Германовны – шитье.

– Мало что покупаю в магазинах. Сама для себя шью. А надо еще успеть прибраться, поесть приготовить – все-таки двое мужчин в доме: муж и сын.

Сын Инессы Туровой – инженер-программист.

– Ни он, ни племянницы не пошли по моим стопам. Мы с папой, конечно, жалеем, что на мне, видимо, наша династия железнодорожников и прервется.

Но у каждого – свое призвание. В этом году портрет Инессы Туровой украсит Доску почета ВГОКа, куда попадают снимки лучших работников комбината, тех, кто нашел здесь свое призвание и реализовал себя в любимой профессии.

Юлия Григорьева.
Фото автора.