Наталья Ожиганова.Наталья Ожиганова.По мнению старшего диспетчера комбината Ирины Безгачевой, диспетчерской службе Лебяжинского аглоцеха может позавидовать любой коллектив:

– Лебяжинские диспетчеры очень сплоченные, взаимозаменяемость в коллективе – на самом высоком уровне, а опыт работы у каждой из девочек – просто колоссальный. Все, как одна, доброжелательные – ответят на любой вопрос, помогут каждому человеку, даже если он позвонил несколько не по адресу. Не могу вспомнить случая, чтобы лебяжинские диспетчеры кому-то грубо ответили.

В любом цехе диспетчер является главным координатором, который держит в руках все производственные нити, владеет всей информацией.

– Я считаю, что диспетчер – это второй человек после начальника, – уверена Ирина Дмитриевна. – Все вопросы обращены именно к диспетчеру, независимо от того, насколько он компетентен отвечать на эти вопросы. И, конечно, все тонкости производства: что по какому конвейеру подается, почему случилась поломка или остановка, каков оперативный объем отгруженной продукции – опытный диспетчер отлично знает.

Как раз на Лебяжке все женщины-диспетчеры – опытные стажисты, отработавшие по своей специальности не один десяток лет: Лариса Божук, Наталья Ожиганова, Нелли Гомонко и Ольга Зимарева. Есть среди диспетчеров ЛАЦа и мужчина – не так давно начавший осваивать новую профессию бывший агломератчик Константин Лобарев.

– Я сама – с Лебяжки, и в свое время каждый наш диспетчер стажировался во всех цехах ЛАЦа, чтобы досконально представлять работу фабрики, – продолжает Ирина Безгачева. – Идем с мастером смены Вячеславом Якимовым, а он спрашивает: «Это что за конвейер, какой номер? Куда он идет и что подает?» Наши диспетчеры на такие вопросы ответят, потому что знают об аглоцехе все.

В диспетчерской ЛАЦа я застаю Наталью Ожиганову – сегодня ее смена.

– Раньше работали вдвоем, а сейчас диспетчер в единственном числе на всю фабрику. Забот, конечно, прибавилось, – рассказывает она. – Участок дробления работает в одну смену, зато за счет производства офлюсованного концентрата зимой фронт работ увеличивается. Все звонят и спрашивают о локомотивах. С электровозами сейчас совсем плохо, особенно если запускаем 20-й путь. С железнодорожниками постоянно связь держим.

Профессия диспетчера, по мнению Натальи Ожигановой, носит двоякий характер:

– С одной стороны, надо быть по-женски гибкой, чтобы найти контакт с самыми разными людьми в очень непростых иногда обстоятельствах. В этом смысле наша работа – не сахар. Часто требуют от диспетчеров того, что от них совершенно не зависит. Мы тут стрелочники – всем должны и за все в ответе, поэтому нервы нужны крепкие. С другой стороны, эта профессия требует мужской собранности и умения думать на два – три шага вперед. Возможно, и в причинах аварии мужчина разберется лучше, чем женщина. Но самое главное, я считаю, – опыт и знание всей производственной цепочки. Только тогда ты четко понимаешь, кому, что и зачем от тебя нужно.

Общаясь со мной, Наталья Николаевна успевает отвечать на звонки, собирая все нити информации воедино:

– Из ОТК передали только что результат ситовой барабанной пробы железофлюса. Сейчас внесем его в компьютер, чтобы производственники могли ориентироваться относительно качества шихты. К концу смены подсчитаю оперативные данные. В настоящий момент идет производство железорудного агломерата для ЧМК. Но сделали сегодня немного – 650 тонн. Были простои из-за прососов в связи с отсутствием колосников. С вагоноопрокидывателя позвонили: выгрузили сейчас смесь отсевов с НТМК, пока 10 вагонов. Теперь берем под выгрузку концентрат: поставили состав в третью секцию гаражей размораживания. А по старой цепочке параллельно идет офлюсование концентрата, правда, сегодня постоянно забивает течку на 61-ом конвейере – сырье пришло повышенной влажности. Около 16 вагонов за смену должны сделать.

Наталья Николаевна пришла в ЛАЦ в 1984 году, сменив отца – Николая Павловича Ожиганова, который работал на Лебяжке с самого основания фабрики.

– Сначала я несколько лет была оператором ДОФа, а потом перешла в диспетчеры цеха. И все диспетчеры у нас, как и я, – люди старой закалки, с огромным стажем работы и очень ответственным отношением к делу.

– Сегодня, когда ситуация на производстве нестабильна, меняется особенно часто, такие диспетчеры, как лебяжинские девочки – на вес золота, – уверена старший диспетчер ВГОКа Ирина Безгачева.

И уточняет:

– Это – наш золотой фонд.

Юлия Григорьева.
Фото автора.