Вода, вода, кругом – вода…На «Естюнинской» вновь обострилась проблема влажности горной массы.

Вопрос этот возник не сегодня и даже не вчера. Так что основные причины происходящего хорошо изучены. Главная причина обводненности – разведочные скважины, отбуренные с поверхности, которые пересекают не только рудные тела, но и подземные воды. Отсюда и обводненность горной массы.

– Нет никакой технической возможности ликвидировать водоприток, идущий по скважинам, отбуренным с поверхности, потому что они находятся под отвалами, – говорит геолог шахты Татьяна Никитченко. – Так что вода попадает в рабочие камеры.

В январе ситуация заметно осложнилась: одновременно сработало несколько отрицательных факторов.

– Дело в том, что в январе возникла проблема с отгрузкой горной массы, так как в ПЖТ было ограниченное количество локомотивов, – рассказывает главный инженер «Естюнинской» Антон Редькин. – Железнодорожники давали нам локомотивы неритмично. Из существующего долга в 15 600 тонн 12 000 приходится как раз на неритмичные поставки составов под отгрузку. В результате горная масса накапливалась в подземном и поверхностном бункерах. Если говорить о подземном бункере, то там имеется водоприток. Так что горная масса дополнительно увлажнялась. Кроме того, в последнюю неделю января у нас был инцидент с прорывом водяной магистрали на старом нерабочем горизонте минус 120 метра в районе вагоноопрокидывателя. Вода по рудоспуску с вышележащего горизонта протекла на нижележащий рабочий. И это тоже дополнительное увлажнение. Диспетчер во время погрузки думпкаров на поверхности это заметил и дал указание горному мастеру участка ВШТ проверить камеру вагоноопрокидывателя горизонта минус 120 метра.

Фиксировать упущения естюнинцев можно довольно долго. Проще сразу огласить итоги.

– Влажность горной массы в шахте мы определяем визуально, и контроль там не 100-процентный, – сообщает контрольный мастер участка шахт ОТК Надежда Асадчих. – Возможно, контролеры чего-то и не замечают. Но вот на ВОЦе этот показатель контролируют более точно, взвешиванием. В декабре на ВОЦ с «Естюнинской» поступило 2 180 тонн горной массы с влажностью выше нормы – 3,3 процента. А в январе – 6 407 тонн с влажностью 3,48 процента.

Справедливости ради следует сказать, что «Естюнинская» по мере сил противостоит обводненности. Во-первых, в свое время было принято решение снабдить вагонетки дренажными отверстиями. Расстояние от добычного участка до вагоноопрокидывателя сейчас – около двух километров. При движении состава часть воды уходит сквозь эти отверстия. Далее: с нерабочих скреперных полков и с обводненных рабочих полков по окончании погрузки горной массы вода отводится от окна полка, исключая попадание большей ее части в вагоны. Что касается экономических мер, то они вполне традиционные: ударить по карману. Если содержание влаги в горной массе шахты выше плановых показателей, то Высокогорский обогатительный цех выставляет естюнинцам претензию из-за простоев по влажному сырью.

Впрочем, при существующих гидрогеологических условиях любой комплекс мер окажется недостаточным.

– Проблему до конца победить невозможно, – считает Антон Редькин. – Но снизить влажность в наших силах. В первую очередь это зависит от начальников участков, от их контроля. И, конечно, от горных мастеров: они должны понимать, что, выдавая влажную горную массу, мы создадим сложности и себе, и ПЖТ, и ВОЦу.

В начале февраля на «Естюнинской» прошло совещание, посвященное снижению повышенной влажности в горной массе. На совещании был предложен ряд мероприятий по решению проблемы. В их числе – обеспечение ритмичной отгрузки горной массы на ВОЦ. Это позволит исключить дополнительное увлажнение горной массы в бункерах. Кроме того, на нерабочих горизонтах шахты будут проводить периодические осмотры водяных магистралей, чтобы исключить инциденты вроде январского. Естюнинцам предстоит исключить попадание воды в вагоны с нерабочих скреперных полков и обеспечить беспрепятственный сход воды с выработок скреперования. Кроме того, диспетчер шахты обязан будет следить за влажностью при погрузке горной массы в думпкары и информировать оператора дробилки ВОЦа обо всех форс-мажорах. И наконец, при выпуске рудоуловителя № 1 и 2 и очистке горных выработок горизонта минус 300 метра вагоны с влажной горной массой перепускать для разгрузки на горизонт минус 180 метра.

Александр Кузьменков.

Фото Юлии Григорьевой.