Больше, чем любовь3 ноября супруги Гаевы отпраздновали 65-летнюю годовщину со дня своей свадьбы.
Поздравить с юбилеем совместной жизни бывших железнодорожников ВГОКа пришли лидер профсоюзной организации ПЖТ Татьяна Лимонова и председатель совета ветеранов Наталья Татаурова.
Судьбы Зои Ивановны и Алексея Аверьяновича Гаевых очень похожи. Оба рано остались без родителей. Зоя Ивановна потеряла мать во время родов сестры, Алексей Аверьянович рос без отца, погибшего на фронте. Оба они отлично знают, что такое военное полуголодное, трудовое детство, оба с 14 лет пошли работать.
– Первым моим местом работы был железнодорожный цех ВЖР, где в качестве рассыльной мне удалось заработать немного денег, чтобы оплатить курсы счетоводов, – вспоминает Зоя Ивановна. – Окончив курсы, я устроилась в геологоразведочную партию Высокогорского рудоуправления.
Алексей Аверьянович в 14 лет стал учеником столяра, затем два года работал по этой профессии. В 16 лет он, как и будущая жена, попал в геологоразведочную партию, где сначала был грузчиком.
– В 1947 году окончил курсы шоферов и вернулся в геологоразведку в новом качестве – водителем, – рассказывает Алексей Аверьянович.
О работе в геологоразведочной партии оба супруга вспоминают тепло и с удовольствием – именно здесь они и познакомились.
– Я работала расчетчиком в бухгалтерии, а Алексей начальника возил, – продолжает Зоя Ивановна. – Этот начальник и главный бухгалтер нас и сосватали, хотя я долго замуж выходить не хотела – жаль было бабушку, которая меня воспитала и вырастила, одну оставлять. Алексей ухаживал три года, и жених он был завидный: кожаное пальто, кожаная кепка, белые бурки и собственный автомобиль «москвич» – редкость по тем временам. Парень был модный, нарядный и обходительный. В гости ко мне идет по Тагильской, где я с бабушкой жила, и всех баб на завалинках конфетами угощает. К тому же не пил, не курил и любил меня по-настоящему. Как такого не оценить?
Алексей Аверьянович с улыбкой слушает признания жены и в свою очередь вспоминает невесту:
– Мне в Зое все нравилось, она была молоденькая, красивая…
Долгое время молодые встречались на танцах. А когда Зоя Ивановна дала согласие на свадьбу, приданое ей собирала вся улица Тагильская.
– Так женщины отблагодарили меня за то, что во время войны мы с бабушкой сидели с их детьми, пока родители работали. Одна соседка кружева мне к свадьбе наплела, другая – платье сшила, третья – отрез материи дала… Невеста я оказалась богатая.
Молодая семья поселилась в большом двухэтажном доме.
– На первом этаже жили свекровь с мужем, а на втором – мы. Жили хорошо, никто никому не мешал.
Когда геологоразведочную партию закрыли, Алексей Аверьянович, окончив курсы помощников машиниста электровоза, устроился работать в ПЖТ. Несколько позже к мужу присоединилась и Зоя Ивановна.
Однако эти доброжелательные, гостеприимные люди никогда не довольствовались только работой. У каждого есть свое увлечение.
– Зоя Ивановна всегда славилась в нашем подразделении диковинными овощами, которые выращивала в саду, – вспоминает Татьяна Лимонова. – у нее были красивые цветы!
Занявшись садоводством со всей страстью, Зоя Ивановна окончила курсы садоводов и пчеловодов, постоянно участвовала в городских конкурсах садоводов. А за размеры выращиваемых перцев моя собеседница получила прозвище «Королева перцев».
– А нынче яблоки у нас были по 300 граммов, – дополняет Алексей Аверьянович.
Он, конечно, во всем помогает жене. Но есть у Алексея Гаева и собственное увлечение, истоки которого надо искать в далекой юности. Заядлый автолюбитель, Алексей Аверьянович жизни своей не мыслил без машины:
– Сначала я купил мотоцикл ИЖ 350, потом продал и купил «москвич 401», за ним – вторую машину, новее, потом – третью, – наизусть помнит каждую свою «ласточку» мой собеседник.
– А мне это очень не нравилось, – комментирует Зоя Ивановна. – Вокруг друзья-товарищи, а домой придешь – ни мужа, ни машины. «Все, – говорю, – продавай ее».
Деньги, полученные от продажи автомобиля, супруги разделили поровну. Зоя Ивановна отправилась тратить свою половину в Ленинград.
– А я от досады свои деньги чуть в печку не бросил, – усмехается Алексей Аверьянович. – Приезжает жена из Ленинграда, а я встречаю ее на подержанном «бобике» 1946 года выпуска. Только на этот драндулет мне денег и хватило. Покупал его в 1960 году.
В этом году любимому автомобилю семьи Гаевых – ГАЗ 67Б с двумя запасками сзади – исполняется 70 лет. Трудно поверить, но этот раритет до сих пор прекрасно ездит.
– Муж перебрал его до последнего винтика, модифицировал, и все эти годы он служит нам верой и правдой.
Причем не только для собственных нужд – в течение девяти лет Алексей Аверьянович выезжал на «бобике» страдовать, постоянно перевозил грузы в транспортном цехе.
– Нам часто предлагают: продайте машину, но этот «бобик» – наш друг, – уверена Зоя Ивановна. – Как можно продать друга?
– Буквально месяц назад за опилом на нем ездил, – к слову говорит Алексей Аверьянович.
Но удивляет даже не то, что машина на ходу, а то, что хозяин ее все еще за рулем. Алексею Аверьяновичу – 86 лет, Зое Ивановне – 85, но они веселы, общительны и очень тепло относятся друг к другу. Как удалось сохранить взаимные чувства спустя 65 лет совместной жизни?
– Это уже не любовь, – считает Зоя Ивановна. – Это больше, чем любовь – преданность.
– Жизнь удалась, – благодарно говорят супруги Гаевы. – Не на что жаловаться.
Два сына окончили горный техникум, теперь они уже на пенсии и живут далеко от родителей, три внука стали инженерами и тоже разъехались по разным городам страны.
– Выучили на свою голову, – не без гордости вздыхает Зоя Ивановна. – Но ничего, пока мы друг у друга есть, мы не одиноки.
Юлия Григорьева. 
Фото Елены Пешковой.