Илья Низов.Илья Низов.В прошедшее воскресенье предприятие железнодорожного транспорта отметило свой профессиональный праздник. В одном из подразделений – депо по ремонту локомотивов – в канун Дня железнодорожника побывала корреспондент «Высокогорского горняка».
С начальником депо по ремонту локомотивов Юрием Чельдиновым в последний раз мы встречались около года назад. За это время главная проблема подразделения не изменилась – по-прежнему не хватает запчастей.
– Поставки идут, но не в том объеме, как в 2013-2014 годах, когда мы жили, как теперь понимаем, просто роскошно, – комментирует Юрий Юрьевич. – Сегодня объемы поставок запчастей упали примерно на 60 процентов. Так что многое нам приходится восстанавливать своими силами. Справляемся, в том числе благодаря токарям, ставки которых удалось сохранить при последней оптимизации. От них во многом зависит, выйдет ли отремонтированный локомотив из депо.
Токари – опытная в своем деле Екатерина Суханкина и новичок Евгений Кинев, уже зарекомендовавший себя с лучшей стороны, – справляются с ремонтом запчастей даже в условиях их острой нехватки. Помогает Сергей Брылунов – слесарь по ремонту подвижного состава, обучившийся в свое время по специальностям токарь и фрезеровщик.
– Он у нас – на все руки мастер, – продолжает Юрий Чельдинов. – Такие люди особенно ценны сейчас, когда специалистов не хватает, а обучение приостановлено. Например, на немецком, старом – 1937 года выпуска, колесобандажном станке работает только Сергей Брылунов, и заменить его на данный момент, в случае необходимости, некем.
Это не пустая тревога начальника – в депо по ремонту локомотивов, где никогда не наблюдалась текучесть кадров, в последнее время появился дефицит слесарей-электриков. И это – вторая проблема подразделения, с которой до сих пор здесь не сталкивались.
– Один электрик перевелся по состоянию здоровья на более легкую работу, другой уходит на НТМК, – рассказывает Юрий Юрьевич. – Причина – уровень зарплаты, хотя в нашем штате именно слесари-электрики имеют самую высокую заработную плату. Из шести человек по штату на данный момент остаются только четверо. Да и они, кто – в отпуске, кто – на больничном. Без электриков в нашем деле как без рук, потому что ремонтируем электровозы, работающие на электричестве и на 80 процентов состоящие из схем и проводов. Но любой электрик нам, конечно, не подойдет. Приходит молодежь устраиваться на работу – многие даже электросхемы читать не умеют. А это – необходимый минимум, нам же нужны слесари-электрики по ремонту электрооборудования или горного оборудования.
Исполняющий обязанности мастера депо по ремонту локомотивов Егор Стефанов собирается впоследствии остаться здесь именно по профессии слесарь-электрик, хотя до сих пор работал машинистом электровоза.
– Я только здесь, в депо, ощутил, что такое коллектив, – делится Егор Викторович. – Когда работаешь на локомотиве, всю смену проводишь вдвоем с помощником машиниста. Вернешься из поездки – и домой. А здесь – коллектив веселый, дружный, задачи разнообразные, и решаем мы их сообща. Мне нравится.
Что касается слесарей по ремонту подвижного состава, то с ними в депо – полный порядок, и объясняется это тем, что любой машинист электровоза или помощник машиниста обучается этой профессии как сопутствующей.
– Профессии железнодорожников – разнообразны и интересны, – считает начальник депо по ремонту локомотивов. – А сама железная дорога держит людей, будто магнитом. Я много лет наблюдаю, как люди здесь меняют профессии, но остаются при этом работать на железной дороге.
К слову сказать, все здешние специалисты – бывшие машинисты электровоза или помощники машиниста, поэтому у ребят много поводов считать День железнодорожника своим профессиональным праздником. Однако железная дорога, как известно, по ночам не спит и в праздники не отдыхает.
Сейчас в локомотивном депо стоит электровоз № 059, уже переживший замену колесных пар, их ремонт и обточку. Через два дня специалисты обещают выпустить электровоз на линию. Планового профилактического ремонта ожидает и арендованный, поступивший с НТМК локомотив. На днях на электровоз № 061, в рамках эксперимента, были установлены новые пуско-тормозные сопротивления.
– Имеющиеся пуско-тормозные сопротивления постоянно выходят из строя, особенно зимой. Подрядчики разработали новые сопротивления, качество которых мы сейчас и проверяем, – объясняет Юрий Юрьевич. – Острая проблема стоит с колесными парами локомотивов № 063 и № 058. Для их ремонта нет необходимых запчастей – колесобандажных профилей. Требующиеся 24 штуки обойдутся в полмиллиона рублей. Пока профилей нет, электровозы пришлось вывести из эксплуатации.
В определенном объеме ребята успевают внедрять Lean-технологии: разделили депо на рабочие зоны, обновили рабочее место слесарей по ремонту подвижного состава, сделали новый щит для инструмента.
Каждый железнодорожник со студенческой скамьи знает, что железная дорога – это точность, порядок и безопасность.
– И все эти требования начинают работать еще здесь – в депо по ремонту локомотивов, – уверен Юрий Чельдинов. – Деталь для электровоза напильником не подгонишь, она должна быть изначально точно выполнена. А исправность локомотивов – одно из основных требований безопасности на железной дороге. Я рад, что пока нам удается сохранять тот коллектив, в котором каждый это понимает.
Юлия Григорьева. 
Фото автора.