Экспериментальные 1400 тонн лебяжинцы дробили в течение трех смен – 16 и 17 мая, и уже готовы проанализировать проблемы, с которыми при этом столкнулись.
– Раньше для производства железорудного агломерата для ЧМК мы привлекали в шихту другое бакальское сырье – концентрат обожженного сидерита с содержанием железа более 40 процентов, – рассказывает главный инженер ЛАЦа Юрий Гулаков. – Сейчас у наших бакальских партнеров сократились объемы производства, сидерита катастрофически не хватает. Это сразу сказалось на нашем производстве: объем концентрата ММС ВОЦа в шихте увеличился на 15 – 20 процентов, что привело к удорожанию себестоимости продукции и понижению удельной производительности агломашин.
Взамен сидерита бакальские партнеры предложили апробировать другое сырье – сосновскую руду с содержанием железа на входе 42 процента. Опытная партия пришла на ЛАЦ в середине мая и тут же была принята в работу.
– Основные проблемы, с которыми мы столкнулись, проявились при выгрузке сырья на вагоноопрокидывателе, – продолжает Юрий Николаевич. – Сосновская руда оказалась значительно крупнее решеток бункеров, установленных под вагоноопрокидывателями. После выгрузки часть сырья размером более 300 миллиметров осталась на решетках. Пришлось поднимать все это краном в контейнеры, которые затем выводили под экскаватор, потеряв при этом дополнительное время на выгрузку. В среднем на разгрузку трех думпкаров ушло около двух часов, а первые шесть вагонов выгружали восемь часов.
Другие недостатки нового сырья: повышенная влажность – более 10 процентов, и, как следствие, забитые перегрузочные узлы.
– Все-таки главный минус сосновской руды заключается в том, что она слишком крупная, – подводит итог Юрий Гулаков. – Если поставщики обратят внимание на наши замечания, думаю, 700 тонн в смену, даже с учетом глинистости и повышенной влажности сырья, участок дробления сможет выдавать.
У работников УД – свои оценки нового сырья, несколько отличающиеся от мнения главного инженера.
– В первую смену мы столкнулись только с естественными проблемами настройки дробилок, – комментирует начальник УД Константин Щепотин. – Затем дали знать себя глинистая структура и повышенная влага сырья. Для нас именно эти проблемы являются основными, они очень мешают дроблению. Пока выбирали верхний слой конуса, справлялись неплохо и сделали за смену 700 тонн. К третьей смене мы добрались до подошвы конуса, и сосновская руда показала все свои «прелести»: перегрузочные узлы постоянно забиваются. При этом катастрофически не хватает людей. Когда через каждые два часа работы приходится чистить перегрузочные узлы, любой человек на счету. К расчистке подключились и мастер участка, и бункеровщик, и я. Но основная тяжесть работы легла на плечи наших женщин – дробильщиков. В течение сегодняшней третьей смены дробили мы в общей сложности в течение шести часов, и столько же составил простой из-за очистки перегрузочных узлов. Всю смену люди не расстаются с кайлом и лопатой. При таком темпе работы 700 тонн за смену превратились в радужные надежды.
Заходим в корпус УД – дробилки опять стоят на очистке.
– Сырье – как монолит, прессуется, вычистить его из перегрузочного узла – огромная проблема, – встречает нас дробильщик Ольга Митрофанова. – Сейчас даже часа отработать не успели, как опять все забило.
Другой дробильщик – Елена Кокшарова – мечется между перегрузочными узлами и двумя обслуживаемыми дробилками, постоянно контролируя процесс: «Снимай нагрузку!», «Давай нагрузку!» Рядом мастер участка Сергей Напольских воюет с еще одним забитым перегрузочным узлом.
– Нулевое сырье, – оценивает сосновскую руду Елена. – Сегодня за две третьих смены сделали около 350 тонн. А нам в план уже четыре тысячи поставили. Сколько мы его дробить будем? Такой же отвратительный был бурый железняк. Последние два года на таком сырье только и работаем. Домой приходишь без рук, без ног.
Тем не менее, у «отвратительной» сосновской руды есть и неоспоримый плюс:
– По химсоставу она отлично подходит для производства железорудного агломерата, отправляемого на ЧМК, – считает главный инженер ЛАЦа. – Правда, после дробления качество железа немного упало – с 42 до 38 процентов. Но при этом сырье отличает низкое содержание цинка. 10 – 12 тысяч тонн сосновской руды в месяц мы, скорее всего, сможем принимать в производство и экономить при этом расход концентрата ВОЦа, увеличивая удельную производительность агломашин и сокращая затраты энергоресурсов.
Юлия Григорьева.
Фото автора.
Comments by ВГ