Испытание паводкомПаводок, столь сильный в этом году, пошел на убыль. О его последствиях и мерах борьбы с ними на территории ВГОКа рассказывает начальник ЦПТО Сергей Кулеш.

– Сергей Владиленович, сражаться с последствиями паводка пришлось работникам именно вашего подразделения. Расскажите об этом.

– Давайте начнем с реки Баранча, где у нас есть плотина, обеспечивающая водозабор для Лебяжинского аглоцеха. Попутно этой же водой пользуются шахта Естюнинская, близлежащие сады и некоторые другие предприятия, с которыми ВГОК заключил договоры.
В этом году мы можем похвалить себя за то, как пропустили паводок на Баранче. Вода на участке, где находится плотина, поднялась более чем на метр. Появилась опасность залпового сброса воды, что грозило бы подтоплением садов и всех близлежащих территорий. Мы вовремя подняли сначала один затвор плотины, тем самым понизив уровень воды, и старались регулировать его, не расширяя и не сужая резко русло. Это получилось. Когда в конце концов подняли оба затвора плотины, паводок прошел примерно на 25 сантиметров ниже их, аккуратно, без лишних заторов. Далее в обратном порядке закрыли затворы, сейчас уровень воды нормализовался. Все сделали вовремя и грамотно.

– Кроме Баранчи, по территории ВГОКа протекает речка Рудянка. Как она повела себя во время паводка?

 
– Русло Рудянки идет, в основном, по территории города, в том числе по частному сектору. Впадает речка в прудок у Меднорудянского карьера, откуда избыток воды откачивается при помощи насосной станции. Но, когда уровень воды в Рудянке поднимается, это приводит к затоплению частного сектора, как и случилось в этом году. Насос постоянно выходил из строя, а уровень воды тем временем подрастал. Несколько раз мы пытались восстановить насос, пока не выяснили, что у него лопнул корпус. Насос пришлось менять. Вновь установленный проработал какое-то время и тоже вышел из строя. Таким образом, мы заменили за сезон паводка два насоса. Сейчас продолжаем вести мониторинг ситуации, встречаемся с жителями. Они в этом году отнеслись к нашим трудностям с пониманием. Когда откачали воду и уровень воды в Рудянке нормализовался, вместо жалоб от жителей посыпались благодарности. В целом ситуация была напряженная, и мы, хоть и не сразу, но справились с ней.
Подобное же обращение поступило от жителей Нижней Черемшанки. Спускающаяся из района шламохранилища масса мелких рек и ручьев впадает в Черемшанский карьер. В это же русло спускаются обводные воды из Нижней Черемшанки. Однако в этом году уровень повысился настолько, что вода, вместо того чтобы спускаться в Черемшанский карьер, пошла в поселок. Мы вычистили русло, укрепили борта нашего канала, и положение нормализовалось – вода из поселка ушла.

– Наиболее угрожающе паводок проявился в Гальянском карьере. Расскажите в двух словах, как вы справились с этой ситуацией.

– Начнем с того, что водоотлив Гальянского карьера перешел в наше ведение только нынешней зимой. Мы получили «кота в мешке», не очень представляя приток воды. Перед началом паводка там стоял всего один насос – на открытом водоотливе. Существовал еще и резервный, но из-за единственного трубопровода работать мог только один из этих насосов. Погружные насосы, откачивающие воду из скважин, вообще не были установлены. Когда началось таяние снега, возникла угроза затопления нашего единственного работающего насоса. Вода в зумпфе открытого водоотлива стала неумолимо подниматься. Исправляли ситуацию совместными усилиями производственного отдела, ВОЦа, ЦРО и нашего коллектива.
Первым делом мы врезали резервный насос в отдельную нитку трубопровода, чтобы появилась возможность откачивать воду двумя насосами одновременно. Эти работы производили в срочном порядке: начали днем, а закончили глубокой ночью – варили трубопровод, запускали насос…
Однако таяние снега продолжилось, приток воды усилился, и появилась угроза затопления двух работающих насосов. Было принято решение поднять их выше, установив на заранее отсыпанной площадке. Этим мы, а также работники ВОЦа и автоцеха занимались без выходных, и буквально в последний момент успели достать затапливаемые насосы. Поднять их удалось на полтора метра выше уровня воды, мы сделали переврезки, и на данный момент насосы находятся именно в этом положении.
Вода, тем не менее, не переставала прибывать. Но к этому времени был приобретен погружной насос, после установки которого положение стабилизировалось. На данный момент в Гальянском карьере работают три насоса, уровень воды почти не уменьшается, но и не увеличивается. Если бы не удалось нормализовать ситуацию, все горные работы в карьере пришлось бы остановить, не говоря о других, более серьезных последствиях.

– Можно сказать, что ЦПТО с честью выдержал это испытание?

– Думаю, да. Паводок испытал наш коллектив на прочность. Люди, конечно, очень недовольны уровнем зарплаты и растущими при этом объемами работы, но в нужный момент коллектив сплотился и с задачей справился. Сварщики показали себя с лучшей стороны, электрики и водители… в общем, все. Коллектив проявил себя очень достойно.
 
Интервью провела Юлия Григорьева. 
Фото автора.