Эдуард Носков.Эдуард Носков.Полтора года назад на комбинате были запущены в работу девять направлений повышения операционной эффективности, касающиеся различных сфер производственной деятельности ВГОКа.

Одно из них, связанное с железнодорожными перевозками, все это время успешно развивалось, принося плоды в копилку улучшения экономики на предприятии. О том, каких результатов удалось достигнуть и что планируется реализовать в будущем, нам рассказал лидер направления, главный инженер ПЖТ Эдуард Носков.

По его словам, с конца 2013 года на предприятии была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители ПЖТ и отдела сбыта, чья деятельность непосредственно связана с железнодорожными перевозками. Первые шаги были направлены на проведение анализа и выявление узких мест в работе железнодорожного транспорта, на поиск способов их ликвидации.

– С самого начала пришлось отказаться от мероприятий, требовавших слишком больших затрат, – сказал Эдуард Носков. – Мы вынуждены были сосредоточиться на тех проектах, которые требовали минимальных финансовых вложений. Одним из основных стала маршрутная отправка продукции потребителю – на ЗСМК, «Мечел» и Качканарский ГОК. После составления и оформления запросов в ОАО РЖД и получения соответствующего разрешения, ВГОК начал формировать маршруты на наших подъездных путях.

Теперь мы сами формируем составы, руководствуясь требованиями РЖД на каждый конкретный маршрут с указанием длины поезда и веса груза, и отправляем уже готовые поезда напрямую потребителю. Тем самым мы экономим деньги на железнодорожном тарифе. Раньше мы не ждали полного формирования вагонов и отправляли их на пути общего пользования небольшими партиями по мере их загрузки. В таком случае готовая продукция отправлялась за полную стоимость провозной платы без всяких скидочных коэффициентов, и, как правило, доходила до потребителя несвоевременно. Экономический эффект от этого мероприятия довольно ощутим. К примеру, по маршрутной отправке продукции на Качканар мы экономим около 400 тысяч рублей в месяц. Экономия по отправке вагонов на ЗСМК около 2 миллионов рублей в месяц.

Еще один проект – пункт подготовки вагонов операторской компании «Нефтетранссервис». Эта компания осуществляет перевозку большей части нашей продукции. Сейчас она получила возможность устранять коммерческие неисправности подвижного состава прямо на территории ВГОКа, на наших железнодорожных путях, которые комбинат предоставляет в аренду. Это выгодно и нам, и партнерам, которые могут теперь не тратить времени и денег на транспортировку неисправного подвижного состава на территорию собственной ремонтной базы, не гонять порожние вагоны, а устранять технические неисправности на месте. Обслуживание пункта подготовки вагонов, включающее подачу вагонов, а также аренда железнодорожных путей позволяют достигать ежемесячной прибыли в размере около 300 тысяч рублей.

Еще ряд мероприятий, касающихся повышения операционной эффективности, планируется реализовать после проведения соответствующих испытаний. Так, на предприятии запланирован закуп опытной партии специализированной смазки, предназначенной для увеличения срока службы рельсов.

В ближайшем будущем планируется установить в опытную эксплуатацию специальную конструкцию рельсов для участков пути с кривыми малого радиуса. Такая конструкция позволит исключить вероятность сходов подвижного состава и продлит срок службы рельсов.

Прорабатывается вопрос замены болтовых соединений рельсовых стыков на сварные швы – это позволит свести к минимуму техническое обслуживание железнодорожных путей и повысить срок их службы.

Для сокращения простоя вагонов под грузовыми операциями предполагается установка технологических весовых датчиков непосредственно на фронте погрузки вагонов. Это позволит отказаться от процедуры дозирования груза на железнодорожных весах и уменьшит время простоя вагонов. Кроме того, станет возможным частично отказаться от использования спецтехники, например, грейферного крана, который участвует в процессе дозирования груза.

Еще одно мероприятие планируется реализовать на участке отгрузки концентрата ММС в вагоны. На территории ВОЦа процесс погрузки происходит при помощи лебедки, которая двигает вагоны рывками, выдерживая паузы, во время которых продукция высыпается в вагоны конусами. Нововведение будет направлено на то, чтобы изменить систему управления лебедкой и наладить непрерывное движение вагонов, при котором концентрат будет выравниваться сразу, во время его подачи в вагон. Таким образом, последующее выравнивание и связанные с этим временные затраты не потребуются.

Рассматривается вопрос о восстановлении и повторном использовании деревянных и железобетонных шпал. Существует технология ремонта шпал прямо в пути, на месте их демонтажа. Эту технологию ПЖТ и собирается освоить. Шпалы относятся к отходам третьего класса опасности и по закону не могут храниться дольше полугода. До сих пор мы сдавали их на утилизацию в специализированную организацию и платили за это деньги. Теперь мы сможем избежать этих расходов.

Значительной экономии можно достичь в части сокращения расходов на электроэнергию. Предполагается реализовать мероприятия по модернизации электрооборудования электровоза, это позволит подвижному составу выходить на линию без контактной сети – за счет использования аккумуляторов. Аккумуляторы способны накапливать энергию в режиме рекуперации – посредством частичного ее возвращения в накопитель в тот отрезок времени, когда электровоз работает на холостом ходу. В таком случае в тяговом режиме электровоз сможет повторно использовать накопленную ранее энергию.

Опыт других предприятий по внедрению проектов, касающихся электрооборудования подвижного состава, показал возможность сокращения затрат до 50 процентов.

В настоящее время рабочая группа прорабатывает вопрос реализации мероприятий на основе импортозамещения. В частности, рассматривается возможность переориентирования немецких локомотивов на комплектующие от российских электровозов.

С августа изменена система грузопотоков наших вагонов. Если раньше мы отправляли железофлюс и сырье для его производства на НТМК в наших вагонах, то теперь подвижной состав на эти цели предоставляет НТМК. 13 высвобожденных вагонов ВГОК направил в транспортный цех Кушвы.

В целом эффект от реализации мероприятий, связанных с железнодорожными перевозками, с конца 2013 года составил приблизительно 18 миллионов рублей. За семь месяцев 2015 года экономия достигла 8752,6 тысячи рублей, к концу года эта цифра вырастет предположительно до 12 миллионов рублей.

Елена Пешкова.