Герман Александрович Туров.Герман Александрович Туров.Герман Александрович Туров устроился на предприятие железнодорожного транспорта в середине 1970-х годов – в период расцвета рационализации на производстве.

На комбинате в те годы происходило внедрение дизельных электровозов взамен действовавших тогда паровозов. Сборкой и вводом в эксплуатацию новой техники занимались машинисты электровоза Игорь Ершов, Леонид Гаев, Борис Захаров, Евгений Легкой, руководил цехом Леонард Якимец, который и был инициатором этого масштабного нововведения. В эту горячую пору в бригаде появился и наш новобранец – Герман Туров.
– Нам приходилось заниматься совершенно новым делом, – рассказывает он. – Сборка электровоза представляла собой следующий процесс: мы вставляли дизель в скос, подключали все необходимое оборудование, генератор и осуществляли подачу тока на тяговый двигатель.
В те годы, которые без преувеличения можно назвать революционными для ПЖТ, железнодорожникам удалось полностью переориентировать производственный процесс на использование электровозов, отказавшись от паровозов. На смену 20 единицам старой пришли 22 единицы новой, дизельной техники. Паровозы же были проданы либо отправлены в металлолом. На ВГОКе сохранился только один из них – паровоз 9П, который находится на смотровой площадке комбината.
– Технический прогресс дал многое для повышения производительности цеха, – продолжает Герман Александрович. – Отпала необходимость в работе кочегаров, ускорился процесс транспортировки грузов.
Герман Туров вспоминает, как ему вместе с Евгением Легким довелось внедрять собственное рацпредложение по созданию спецтехники – щетки П-2. Она, кстати, до сих пор в строю – используется на Лебяжинской площадке в качестве путеочистительной техники. К электровозу IV-КП был подсоединен поворотный механизм щетки в виде шестерни, позаимствованной у экскаватора. Вращающийся механизм для той же щетки был взят с электровоза.

– Времена тогда были не такие, как сейчас, – вспоминает наш герой. – Душевых в цехе не было, домой мы шли грязные, в спецовках. Но это было не зазорно, наоборот, мы гордились тем, что носили звание человека труда. Шли весело, толпой и пели песни трудовые, а девки на нас засматривались. Приду домой, а мама к этому времени уже баню приготовит, воду нагреет.

Отец Германа – Александр Григорьевич Туров – тоже, кстати, работал на ВГОКе машинистом паровоза. Старший брат Юрий был помощником машиниста паровоза, а затем токарем в локомотивном депо. Довелось и нашему герою стать железнодорожником. Да еще и захватить годы технического расцвета цеха.

– Вся трудовая деятельность у меня прошла в каких-то поисках, – рассказывает Герман Туров. – Об этом, в общем-то, я и мечтал еще с детства, когда мальчишкой моделировал с друзьями самолеты. Так у меня в жизни и получилось – техническим моделированием пришлось заниматься впоследствии по-взрослому. Вместе с бригадой первыми обкатывали дизельные электровозы, модернизировали, подстраивали под особенности нашего производства и наши потребности. Я не знаю, что такое рутинная работа, мне всегда было интересно, всегда было движение вперед. За такой подарок я очень благодарен судьбе.

Еще подарок судьбы – дети: сын Андрей и дочь Инесса. Дочь пошла по стопам отца, устроилась в ПЖТ и теперь работает начальником смены.

Несмотря на такую насыщенную деятельность на производстве, наш герой ставил рекорды и в спорте. С юных лет увлекался лыжным двоеборьем. В то время в Нижнем Тагиле по инициативе председателя городского спортивного совета Павла Шамина и при поддержке бывшего директора ВЖР Сергея Николаева на горе Долгой был построен первый трамплин – 30-метровый, с деревянной эстакадой. Была организована слаломная трасса и выстроен деревянный домик для инвентаря. Позднее вместо этого дома появился посолиднее – двухэтажный, его возводили сами высокогорцы на субботниках. Затем началось строительство 50-метрового трамплина, в этом деле заметную роль сыграли директор ВЖР Сергей Николаев, председатель профкома рудника Михаил Дьячков, секретарь комсомольской организации ВЖР Владимир Белобородов. Обучением занимались тренеры-общественники, работавшие на ВГОКе, – Юрий Туров, Валентин Тамбовцев, Владимир Романов. Они, в свою очередь, обучились прыжкам задолго до того, как на Долгой появился первый трамплин. Все было очень просто – на Шихане они выстроили самодельный трамплин и прыгали, черпая уроки мастерства из специальной литературы.

– Это сейчас мастера летают по 230 метров, а раньше эта дистанция ограничивалась 15-20 метрами. Позднее, по мере освоения Долгой и строительства новых трамплинов, длина полета все возрастала. Помню наши первые лыжи – «мухачи» – некачественные деревянные и неудобные. Они часто ломались, и травмы были часты, но мы не отчаивались – ничто не могло сломить тягу к экстремальному спорту. Позднее стал продаваться импортный инвентарь, – вспоминает наш герой.

Спортсмены выступали во всех областных первенствах по лыжному двоеборью и ниже третьего места ни разу не опускались. Герман Туров получил первый разряд, а его брат Николай стал мастером спорта.

– Я искренне доволен судьбой, – говорит Герман Туров. – Прошел хорошую школу жизни и рад, что вовремя взял для себя за основу главные ценности – никогда не унывать и трудиться, находясь в постоянном поиске изюминки в том, чем ты занят. С таким подходом работа никогда не наскучит, не станет в тягость.

На пенсию со ВГОКа Герман Александрович ушел с должности начальника Лебяжинского района ПЖТ. Он уже восемь лет на заслуженном отдыхе, однако связи со ВГОКом не теряет и постоянно в курсе всего, что происходит на комбинате.

16 июля Герман Александрович отметил свое 75-летие и принял поздравления от детей, внука и трех правнучек.

Елена Пешкова.

Фото автора.