В водогрейной котельной.В водогрейной котельной.В котельной Высокогорского обогатительного цеха полным ходом идет подготовка к отопительному сезону.

По словам мастера по ремонту оборудования Николая Новожилова, летом, по традиции, пройдет ремонт котлов, очистка технологического оборудования от шлама и грязи. Кроме того, на участке предстоит заменить один из трех имеющихся баков-аккумуляторов. Планируется провести техническое освидетельствование котла № 6, этим будет заниматься сторонняя экспертная организация в июле.

Котельная ВОЦ – самая мощная и крупная на ВГОКе, она обслуживает значительную часть производственной территории комбината, а также жилой сектор города. В период отопительного сезона котельная осуществляет подачу сетевой воды на шахту «Магнетитовая», Высокогорский обогатительный цех, ЦПТО, центральный материальный склад, часть объектов ПЖТ, а также в поселок Верхняя Черемшанка – в детский сад и жилые дома.

Здание котельной занимает огромную территорию, расположенную в непосредственной близости с открытым складом известковой фабрики ВОЦ. А значит – все внутри котельной покрыто белой пылью. В труднодоступных местах ее слой невероятно густой, в проходах и на лестничных пролетах – почище, там операторы котельной постоянно подметают.

– Влажная уборка у нас недопустима, ведь кругом – датчики, провода, электрооборудование, – говорит старший оператор Ольга Пальцева. – Поэтому мы надеваем очки и «лепесток» и метем всю эту территорию.

Ольга Пальцева.Ольга Пальцева.Самое большое – четырехуровневое помещение, где расположены водогрейные котлы горячего водоснабжения. Для сжигания газа и последующего нагрева воды котлы производят забор воздуха, что создает в пространстве незначительное разрежение. В результате помещение котельной наполняется той самой известковой пылью, каждую смену добавляющей работы операторам. Вот дымосос и вентилятор, сплошь покрытые этой самой пылью. Все вокруг такое же бело-серое. Куда можно дотянуться, там женщины сбивают пыль палкой. А потом метут все четыре этажа огромного помещения.

– Бывает, не видим, что там циферблат на стенных часах показывает, – такая пыль, – продолжает Ольга Пальцева.

На каждый водогрейный котел назначены три оператора. Во время розжига котла один человек открывает задвижку подачи газа на четвертом этаже, второй находится на третьем этаже, открывает задвижку на котле перед горелкой и следит за пламенем, третий сидит за пультом оператора и регулирует дозировку подачи воздуха. Все трое должны работать одновременно – каждый на своем месте.

Помимо этого, операторы следят и за другими объектами – насосами, паровой котельной, помещением химводоочистки. Фильтруют воду, затем продувают котел, чтобы удалить ил, грязь и щелочь из воды. Следят за показаниями датчиков.

Александр Тюрин и Михаил Таипов.Александр Тюрин и Михаил Таипов.Совсем другая работа у дежурных слесарей. Александр Тюрин и Михаил Таипов только что закончили замену вала на насосе № 42, предназначенном для подачи горячей воды.

– Токарь сделал всю предварительную работу – выточил новый вал, подогнал по размерам, – рассказывает Александр Тюрин. – Теперь нам остается только заменить старый вал на новый, это можно успеть сделать за день.

В настоящее время уже завершены ремонтные работы на котле № 8 – отревизирована и заменена запорная арматура, произведена очистка поверхностей нагрева, проведены текущие ремонты. В ближайшем будущем предстоит отремонтировать котел № 7, обновить обмуровку котлов, произвести ревизию насосов горячего водоснабжения, насосов питательной воды для паровых котлов, сетевых насосов, которые обеспечивают циркуляцию сетевой воды по теплотрассам, оценить состояние подшипников, заменить сальниковые уплотнения.

Елена Пешкова.

Фото автора.