Хороший хозяин всегда готовится к зиме летом. И чем
раньше начинается эта подготовка, тем лучше. Цех по переработке техногенных
образований эту подготовку начал, как только стаял прошлогодний снег.

    Цели
предельно понятны — подготовить теплосети для бесперебойного снабжения теплом и
горячей водой подразделений ВГОКа, снизить риск подтопления горных выработок шахты
«Магнетитовая» при укладке хвостов в Главный карьер и обеспечить бесперебойное
снабжение подразделений ВГОКа хозпитьевой и технической водой. О том, что уже
сделано и что еще предстоит сделать, мы попросили рассказать главного инженера ЦПТО
Сергея Кулеша.

    —
Начну с участка теплосетей. Его специалисты сейчас проводят объезды теплотрасс протяжённостью
48,53 км и выявляют аварийные участки, занимаются ревизией запорной арматуры.
При выявлении аварийных участков производится немедленная их замена. Работы
ведутся ежедневно.

    Что
касается водоводов, то здесь наша главная задача — устранить те проблемные зоны,
которые появились зимой, а мы не смогли их полностью ликвидировать из
за холодов. Вот пример.
Прошлой зимой из
за несогласованности
действий замерз шахтный водовод на ВОЦ. В насосной станции шахты «Магнетитовая»
возникли проблемы, шахтеры остановили насосы, но нас об этом не предупредили.
После того, как неполадку устранили, насосную станцию хотели вновь запустить,
но водовод уже замерз. Зимой разогреть его было нереально, так как частично он
пролегает под железнодорожными путями. Тогда мы сделали переврезку в водовод,
который к тому времени уже не эксплуатировался. Проблема временно была решена. Сейчас,
произведя ремонт замороженного участка водовода, мы вернулись на прежнюю

схему подачи шахтной воды на ВОЦ. Таким образом,
у нас теперь имеется и рабочий, и резервный участки водовода.

    Подобных
проблемных зон у нас несколько. Везде ведутся работы. В прошлом году на подземном
водоводе с реки Баранча на ЛАЦ протяжённостью более 11 км мы заменили 20 метров
труб, но аварийные участки еще остались. Все ремонты на Баранчинском водоводе жёстко
согласовываются с ЛАЦ, так как режим работы аглоцеха круглосуточный, а
выполнение ремонтных работ может занять длительное время. Тесный контакт с ЛАЦ
помогает находить «окна» для выполнения ремонтов, не останавливая производства
аглоцеха, но этих «окон» явно недостаточно. Еще одна наша забота — плотина на
реке Баранча. Там установлена насосная станция первого подъема. Между тем,
паводковые воды ежегодно размывают

берег реки и часть воды идет по другому
руслу. Это означает, что в реке Баранча уровень воды в месте её забора может
снизиться, и насосная станция не сможет перекачивать необходимые объемы. А это
уже угроза водоснабжению ЛАЦ. Что нужно сделать в данной ситуации? Надо укрепить
берега с помощью скальной отсыпки. Чем мы и занимались в прошлом году. Займемся
и в нынешнем сезоне, если возникнет

необходимость.

    Не
забываем мы и о частном жилом секторе. Дело в том, что на нашей территории много
отводных каналов и канав. Например, от реки Рудянка. Если зимой русло реки
промерзнет, вода может пойти поверху и подтопить жилой сектор. Поэтому сейчас,
летом, мы чистим русло, промываем перепускные трубы и делаем отсыпку берега
грунтом со стороны частного сектора в местах возможного выхода воды.

    Добавить
сюда хотел бы проведенную нами недавно замену аварийных участков водоводов на
территории автоцеха и шахты «Естюнинская». Это тоже подготовка к зиме.

    Когда
мы говорим об укладке хвостов обогащения в Главный карьер, то надо помнить, что
ниже карьера находятся горные выработки шахты «Магнетитовая». Главная задача —
не допустить залпового выброса

шламов в шахту, аналогично произошедшему в
2009 году, когда затопило нижний горизонт шахты. Такая опасность возникает,
если уровень шламов доходит до карстовых зон карьера.

    Что
необходимо для того, чтобы избежать залпового выброса? Первое: надо иметь
прогноз, где он может произойти. Мы такой прогноз имеем и предпринимаем
превентивные меры. Проблемные места на южном борту Главного карьера мы
постоянно пригружаем песком и глиной, что даёт положительный результат. В
прошлом году на восточном борту Главного карьера силами подрядной организации
был смонтирован шламопровод с рассредоточенными выпусками. Решение было
правильным. Сейчас шлам вплотную подошел к выпускам рассредоточенного шламопровода.
Поэтому готовится новая трасса для переноса рассредоточенного шламопровода на
вышестоящий горизонт. Работу по переносу рассредоточенного шламопровода выполнит
подрядная организация. Новый шламопровод должен появиться в декабре.

За нами — частичный демонтаж действующего
шламопровода и пригруз восточного борта сухими шламами. Уверен, что ЦПТО подойдет
к зиме во всеоружии. Все задачи нам по силам.

Подготовил Владимир Плотников